Пиар во время чумы. Чиновники Бурятии заставляют людей жить в прошлом и не думают о будущем
Подходящая к концу суровая зима вновь заставила Бурятию говорить о состоянии коммунальной инфраструктуры. В условиях износа теплосетей более чем на 70%, улан-удэнцы живут как будто в ловушке - под ногами “бомба замедленного действия” из древних труб, способных разорваться в любой момент, над головой - густой черный дым от огромного частного сектора и котельных, давно нуждающихся в закрытии.
На этом фоне в обществе идут бурные дискуссии о том, как республике сбалансировать между необходимостью здесь и сейчас модернизировать теплоснабжение с одной стороны и не шокировать измученное кризисом население новыми значительными расходами - с другой. Об этом говорят все... все, кроме тех, кто непосредственно отвечает за “коммуналку” и тарифы.
Руководитель Республиканской службы по тарифам Борис Хмелев живет будто в другой вселенной. В той, где над зданием его ведомства развевается красный флаг с серпом и молотом, трава зеленее и мороженое вкуснее. А законы экономики, видимо, регулируются радужными пони и Бурятии не касаются.
«В Советском Союзе тарифы на коммунальные услуги не повышались в течение продолжительного времени и устанавливались без роста. При этом катастрофические аварии в сфере ЖКХ случались очень редко», - заявил Хмелев в официальном ответе на запрос журналистов “Восток-Медиа” (здесь и далее) в марте.
Так руководитель тарифной службы аргументировал позицию о том, что тарифы на тепло в Бурятии нужно снижать. То есть чиновник, напрямую ответственный за качество работы коммунальных сетей, не считает нужным их ремонтировать, ссылаясь на опыт государства, жившего по другим экономическим законам и исчезнувшего тридцать лет назад. Как и ожидалось, эксперты в отрасли теплоснабжения оценили подобные высказывания Бориса Хмелева, мягко говоря, скептически.
“Судя по представленным ответам, человек просто некомпетентен в области тарифообразования... Ссылка на опыт Советского Союза в формировании тарифной политики выглядит странно. Человек либо последние тридцать лет не подозревал о том, что живёт в другой стране с другими законами и другим руководством, либо не подозревает, что материалы, произведённые три десятка лет назад, всё же изнашиваются и выходят из строя. К тому же, тарифная политика СССР имеет мало общего с политикой современной России, где в тариф закладывается и амортизация сетей. При этом ни в одном из ответов не приведено ни одной цифры, процента, даты, что при квалифицированном ответе просто невозможно”, - считает экономист Александр Киктенко.
Впрочем, Борис Викторович, возможно, и не является настоящим специалистом в той отрасли, в которой работает, но человек он точно неглупый. Блокировка попыток изменить подходы к финансированию теплоснабжения и заявления о возможности понижения тарифов - умелый пиар. Ведь если ты обладаешь достаточной компетенцией, чтобы решить проблему, наплети с три короба - истина, не работающая в энергетике, но вполне пригодная в политике.
Вот только в случае с Хмелевым это не более, чем введение людей в заблуждение, профанация своих обязанностей и саботаж решения давно назревших проблем.
Для чего же Борис Викторович цепляется за эту работу, в которой он, как мы видим, не так уж и хорош? Все просто: Республиканская служба по тарифам - неизменная вводная в любой коррупционной схеме в коммунальной сфере. Поскольку ведомство отвечает за коммунальную инфраструктуру и финансовые вопросы, связанные с ней, чиновники-коррупционеры не могут не брать в расчет (и, похоже, в долю) Хмелева.
По этой же причине РСТ так рьяно борется за сохранение морально устаревшей системы модернизации физически одряхлевших объектов - ведь “по старинке”, через освоение бюджетов, брать откаты намного проще.
Все это делает Бориса Хмелева довольно циничным и расчётливым человеком. Одной рукой вешая лапшу на уши потребителям про возможность “и рыбку съесть, и на елочку залезть”, другой он залазит в бюджеты.
Таким образом РСТ не просто не дает появиться в Бурятии дополнительным деньгам, но и значительно уменьшает пользу от уже имеющихся.
Но если коррупционные дела инфраструктурного сектора правительства республики и участие в них РСТ - тема для силовиков, то с морально-этической точки зрения поражает другое. Минздрав республики ежегодно фиксирует аномальные цифры заболеваемости онкологиями из-за обилия в воздухе токсинов и опасных веществ.
Закрытие дымящих котельных и подключение частного сектора к централизованному теплоснабжению - в прямом смысле жизненно важные приоритеты Бурятии. Но Борис Хмелев думает только о себе и своей собственной выгоде, рассказывая про “советский опыт” на фоне самой настоящей катастрофы.
Так власть и деньги оказались для одного маленького чиновника намного важнее не только комфорта, но и здоровья людей. И это - самая веская причина для властей республики наконец вмешаться в происходящее.