История Бурятии. Доклад о происхождении одинннадцати хоринских родов
I. Документы о первоначальном происхождении хоринских инородцев
Нойону, главному тайше 14 хоринских родов, председателю степной думы Ринчин-Доржи Дэнпилову
От заседателя Хоринской степной думы Докладная о генеалогии нынешних хоринских тайшей Дэнпилова, Павлова и прочих сайтов с народом, ведущих происхождение от Баргу Дайчина, жившего во время древнемонгольского Алтан-хагана.
Октября 14 дня 1839 года, № 186
Во исполнение Вашего распоряжения от 31 июля за № 376 , собрав письменные и устные сведения из донесений стенной думы, голов отоков и других людей, привожу преследующее:
1. Хоринцы. ведут происхождение от Баргу-дайчина, главного из трех сановников монгольского Алтан-хагана. Одиннадцать сыновей Хоридая, младшего из трех сыновей того Баргу, стали одиннадцатью праотцами одиннадцати отоков-родов. Поскольку с ними перемешались потомки других родов, их теперь невозможно различить. Потомки Хоридая были охотниками и вели кочевую жизнь. Впоследствии, говорят, они стали оседлыми. Если говорить о том, как они обратились в веру Шакьямуни, то давно во времена того древнего Алтан-хана из великой снежной страны, находящейся на Западе, пригласили ее хранителя, облаченного властью, сострадательного Хутухту-ламу, перерожденца Хоншим-бодисаттвы, всеведущего Соднам-Чжамцо , который усмирил всех шимнусов и разных духов монгольской земли.
Впоследствии у солонгутского хана Буубэй-бэйлэ-багатура, его сына, по имени Дай-хун-тайджи, и невестки Бальжин-Хатун почитаемым ламой был Хуухэн-гэгэн.
Буубэй-бэйлэ, отец Дай-хун-тайджи, во время сватовства невестки Бальжин-Хатун подарил своему сыну в качестве приданого 11 отоков-родов. Из-за тяжелой жизни некоторые из этих 11 отоков откочевали на земли русского хана и, доверившись, стали его подданными. Эти события с ламой Хуухэн-гэгэном и Дай-хун-тайджи произошли примерно в 1604 г. В 1648 г. уплатили Нерчинскому управлению русского хана первую подать от каждой из 160 достигших совершеннолетия душ, называемую "саадак", по 20 копеек.
Когда они прибыли в страну русского хана, у них были монгольские и тибетские ламы, которые, обучая их, передавали им знания и учение, распространяли буддийское учение. Говорят, в связи с распространением буддизма русские и китайские правители заключили в 1727 г. договор об установлении пограничных пунктов.
У хоринцев первым Дархан-ламой стал гэцул Жимба-Ринчен, получивший титул дархан Нансо. Так получилось, что сегодняшние хоринцы люди одной кости с баргу-бурятами, живущими на северном, побережье Байкала, и с баргу-монголами, обитающими на землях китайского императора.
2. Когда хоринцы кочевали по северной и южной сторонам моря Байкала, в 1743 г. от имени его величества императора Петра Первого им. была пожалована грамота на владение землями-кочевьями по Кударинской степи, Итанце, Селенге, Уде, Тугную, Хилку, Ане, Кодуну, Курбе, по озерам Еравны и прилегающим к ним рекам и ручьям, где хоринцы занимались скотоводством, а в лесах и хребтах - охотой.
3. Обычай установления прямого родства у хоринцев таков: дети родных братьев до второго поколения называются uyelen, а родственники в следующих поколениях - qayaialan. Начиная от прародителя должны считаться братьями до седьмого колена. Это отражено в высочайшем указе от 14 марта 1718г., в статье, находящейся на 329-й странице первого тома. У людей, не имеющих наследников мужского пола (kobegun ugei), наследство переходит к дядьям, и внукам, по отцовой линии. Это относится к братьям и дядьям четырех ближайших поколений.
4. Согласно грамоте Иркутской провинциальной канцелярии, хоринским тайшам в 1749 г. был пожалован указ, разрешающий хоринцам жить и кочевать по любым удобным для них землям, на юг от Байкала до монгольской границы.
5. С 1727 по 1837 гг. нерегулярному войску хоринского народа государями императорами Петром Вторым и нынешним Николаем были пожалованы: первым - 11, вторым - 14 знамен.
6. До наших дней не сохранились записи, по которым, можно было бы увидеть, насколько увеличилось число хоринцев, кроме сведений переписей, предпринятых в 1795, 1811, 1816, 1831 гг. и приложенных к данной докладной, где отмечен каждый род по отдельности.
7. По ревизии 1795 г., хоринского народа насчитывалось до 17000 душ. Поскольку кочевья вдоль р. Ана делились на две части - западные и восточные, то три рода - харгана, хуацай и хубдут, каждый разделившись между собой, стали именоваться западными и восточными, и теперь поэтому стало 14 родов.
8. Многие из людей различных родов по собственному желанию стали носить кресты и приняли веру Христа. Для того чтобы их воспитывать, основали русские селения из них: в 1795 г. на Хилке у ручья Тотхоту - одно селение, в 1815 г. в Курбе, на двух ручьях -Унэгэтэе и Хасурте - было основано по одному селению. В то время в первом собралось 160, а во втором - 200 крещеных душ. Из них по указу начальства тотхотуйские с 1826 г. были приписаны крестьянами в ведение Куналейского волостного правления. Курбинские и хасуртайские доныне находятся в ведении степной думы.
9. По переписи 1831 г., хоринского народа стало 25000 душ. Затем, по решению губернского начальства, 7000 душ были отделены. в ведение Нерчинского округа. Но народ и начальство, находившиеся в ведении Верхнеудинского округа, не были с этим согласны.
10. Юридические дела хоринского народа, говорят, в прежнее время выполнялись Дайчином и людьми, имевшими [степень] тайджи, то теперь ими ведают тайши. В 1749 г. по распоряжению Иркутского управления создали на реке Ана Анинскую степную контору.
11. С 1711г. у хоринского народа появился чин засула, причиной этому является то, что войсковые засулы могут быть облавными засулами. Облавы совершались не только ради пользы или празднества, но и для обучения стрельбе из лука, стрельбе с лошади, ружейной стрельбе. У каждого из родов было по одному призывному кличу, называемому "ура". По нему роды. находили свое огнище. Первоначально у галзутов "ура" было "даа-хий". Подобно этому были и у других [родов], у каждого по отдельности.
12. В давнее время по какой-то причине галзуты, гучиты, хуацайцы и шарайты, возблаговолев друг к другу, породнились. И сегодняшнее поколение, продолжая этот обычай и правило, становятся сватами, роднятся. Мои разъяснения, так как это надо знать точно. Согласно указу Правительствующего сената от 1770 г., хоринский народ стал торговать, пригоняя скот и табуны через Кяхтинскую заставу на китайские торги.
Вместе с этим, нойон, препровождаю Вам описание деяний трех сыновей Баргу и Буубэй-бэйлэ, разъяснения степной думы, описание призывных кличей "ура", а также генеалогические списки двух тайшей и 14 голов с народом. Соединив все в дело на 41-м листе, преподношу. Пояснение мое таково: деяния Баргу-дайчина были ясно изложены в конце истории монгольских ханов. Деяния Хуухэн-гэгэна и Дай-хун-тайджи находятся в истории Бальжин-Хатун. Они были в Вашем деле.
Заседатель Доржи Дарбаев
II. Хоринской степной думы заседатель
О разъяснении происхождения хоринского народа и причинах его отделения
Послание от 17 дня августа 1839 года, № 133 Хоринской степной думе
Для исполнения запроса главного тайши 14 хоринских родов Дэнпилова нижайше прошу сообщить мне о следующем: от кого в древности произошел хоринский народ, как впоследствии стали подданными русского хана и вследствие чего размножились. Для чего использовать материалы из недавних записей, дел, устных сообщений, сделать краткие выписки нужных сведений и прошу отправить мне. Прошу также заверить в конце собственноручной подписью и казенной печатью.
Заседатель Дарбаев
III. 1. От кого произошел первоначально, в древности, хоринский народ?
Хоринский народ произошел в древности от лебедя. У хоринцев была березовая коновязь, их отцом был коршун, а матерью - Алунгоа. Существует устное предание о том, что от человека, по имени Хоридай, родились 11 сыновей. Согласно найденной рукописи, Хоридай был младшим сыном Баргу. В истории монгольских ханов упоминается человек - Баргу-дайчин.
2. Откуда и по какой причине отделился в древности хоринский народ и принял подданство русского хана?
Из страны китайского хана, из местности ламы, по имени Хуу-хэн-гэгэн, обитавшего в юго-восточной стороне во времена Солонгутского Буубэй-хана-батура, имевшего титул бэйлэ и бывшего ламой. Сыном Буубэй-бэйлэ был Дай-хун-тайджи. Отец во время сватовства сыну невесты, по имени Бальжин-Хатун, дал в приданое людей 11 родов. Сохранились записи устных преданий, сказанных стариками, что подданные Дай-хун-тайджи из-за неблагополучных условий жизни бежали в страну русского хана и приняли его подданство.
3. С какого года и как стали подносить подати русскому хану? Что касается этого, то примерно в 1604 г., говорят, где-то 160 душ поднесли по 20 копеек податей в Нерчинское ведомство.
4. В каком, году, какие земли и угодья заняли во владение?
22 марта 1703 г. галзутскому зайсану Бадану Туракину с друзьями была послана грамота из Москвы от Высочайшего имени о пожаловании ему земель для жительства. В Сибирском управлении сохранилась бумага, согласно которой и доныне живут хоринцы по следующим местам: западный берег Селенги, Уда, Тугнуй, Хилок, Ана, Кодун, Курба и вдоль впадающих в них рек и ручьев.
5. В котором году установили таможенные и пограничные "обо" на русско-китайских границах?
В 1727 г. граф Иллирийский-Рагузинский поставил пограничные "обо" от р. Аргуни до земель Хун-тайджи.
6. В котором году стали опять кочевать к югу от озера Байкал?
В распоряжении Иркутской провинциальной канцелярии от 3 марта 1749 г. за номером 1066 тайшам Ринчину Шодоеву и Олбори Дашиеву сказано: "Пусть хоринский народ живет, кочуя на любом подходящем месте к югу от озера Байкал до монгольской границы".
7. Каковы были обычаи и быт хоринского народа?
Это можно увидеть ясно из разъяснения, данного по требованию начальства в 1785 г. нойонам прежним главным тайшой Дамба-Дугаром Ринчиновым.
8. Когда были пожалованы хоринскому народу старые и новые знамена?
В 1724 и 1837 гг. были пожалованы их Величествами.
9. С какого времени хоринский народ сильно приумножился? По переписи 1750 г., ... душ. По ревизии 1785 г., - 14345 душ, по ревизии 1811 г. - 20891 душа, по ревизии 1816 г. - 21438 душ, по переписи 1822 г. - 23954 души, по переписи 1831 г. - 25064 души. Прирост в другие времена, поскольку переписи не предпринимались, ныне не известен.
10. В котором году и по какой причине разделился народ трех родов - харгана, хуацай и хубдут?
Согласно переписи 1795 г., они сильно размножились, поэтому разделились.
11. В каком году и по какой причине отделился агинский народ, имеющий одно происхождение с хоринцами?
После 1824 г. были различные переписи, во время которых агинскии народ не хотел быть с народом Верхнеудинского округа и по решению господ губернских начальников был в 1835 г. совершенно отделен.
12. В каком году и по какой причине отделились крещеные хоринцы?
Вследствие умножения и для того чтобы жить селением в одной местности, они после 1795 г., основав на Хилке селение Тотхоту, а позднее - одно селение на Курбе, отделившись, поселились. По распоряжению начальства тотхотуйские с 1826 г. были приписаны к крестьянам Куналейской волости.
С 1711 г. - следующие "ура": у галзутов - да-акэй, да-а-кэй; у харгана - буругуй; у хуацай - хандага; у хубдутов - бургут; у бодонгутов - шиу-а, шиу-а; у шираитов - хандагай; у худайцев - шиу-лу-а; у гучитов - хандагай, у батанай - шиу-а; у хальбинов - шиуу-а, у саганов - шиуу-а.
Записал со слов глав заседатель Доржи Дарбаев.
В давнее прежнее время жил один человек, очень именитый, могущественный и богатый, по имени Баргу-батор. Он вместе с народом своим перекочевал с юго-восточной стороны на южный берег Байкала. У Баргу было три, сына. Их имена: Уледэй, Бурят, Хоридай. Отец, чрезвычайным старанием и трудом своим возвысившийся, обучал их обычаям и, соединившись с богатыми, могущественными и родовитыми баторами того времени, без помехи брал и отдавал замуж. Тот Баргу обладал самыми лучшими конями, множеством рабов и был, говорят, метким стрелком.
Когда его сыновья возмужали и стало ясно, кто на что способен, грозный и мудрый Баргу, созвав своих сыновей, повелел старшему из них, Уледэю: "Ты, из этой местности выселившись и перекочевав в другую, живи в дружбе с хоринским народом, выбери себе понравившуюся местность и поселись там!"
Так, Уледэй повеление своего старика отца, почтительно одобрив, принял.
Отец, Баргу-батор, выбрав, взял из оружия панцирь, шлем, саблю, тугой лук со стрелами, и сыну, надев и привесив, произнес благопожелание: "Да не победит тебя никакой чужеземный враг". Выбрав коня, вместс со скотом, табунами и народом, чтобы в достатке хватило, отдав, благословил его на перекочевку. Уледэй, попрощавшись с отцом и братьями, отправился. Кочуя в западную сторону, просмотрев и пройдя мимо многих скал, горных рек, ручьев, озер и родников, остановился, наконец, у одной горы хр. Алтай-Хангай, с богатой хорошей травой, водой и деревьями. Та местность соединялась с одной пустынной землей. Там и поселился Уледэй для житья вместе со своим народом, скотом и табунами. Затем, покорив местный коренной народ, стал главой той местности и наименовал тот народ своим именем Уледэй. Впоследствии этот народ сильно размножившись, стал жить, совершенно обособившись от монгольского и туркестанского народа.
Второго сына Баргу звали Бурят. Был он нрава общительного, трудолюбивым, способным к любым домашним делам и очень любил своего престарелого отца. Отец его, не желая разлучать с собой, передал ему весь скот и имущество, решив жить в той же местности на южной стороне Байкала, подкрепляя одряхлевшее тело свое кумысом, перегнанным из кобыльего молока. "Да будут потомки твои жить, добывая пропитание скотоводством", - такое изрек благопожелание. С тех пор и доныне бурятский народ живет богато и изобильно.
Поскольку любимым занятием Хоридая, третьего сына, была охота, то отец его Баргу, подарив ему только лук, стрелы и колчан, произнес благопожелание: "Пусть ты и твои потомки бродят, охотясь с этим, пропитание себе увеличивают". С тех пор потомки Хоридая до сего времени, бродя по лесам, живут охотой.
Эту генеалогическую записку в Худайской инородной управе августа 23 дня 1839 года, поставив казенную печать, заверил голова Доржи Галзуд-ун.
"Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов", составленный в 1839 г. Доржи Дарбаевым по заказу Ринчин-Доржи Дэнпилова, главного хоринского тайши, является одним из наиболее ранних известных бурятских сочинений исторического характера. Этот доклад получил широкое распространение, сохранился во многих списках и копиях (Его списки хранятся в библиотеках Улан-Удэ, Улан-Батора, Санкт-Петербурга. См.: Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ, 1972. С. 52-55; Сазыкин А. Каталог монгольских рукописей и ксилографов. Л., 1982. С. 498-503). Он представляет собой ответы на двенадцать вопросов, заданных Дэнпиловым о происхождении, истории, жизни и быте хоринских бурят. Материалы, приведенные в докладе Дарбаева, были использованы последующими летописцами, в частности Тугулдуром Тобоевым и Ванданом Юмсуновым, в качестве источника для работ, хотя в самих хрониках упоминаний и ссылок на него нет.
При написании доклада Д. Дарбаевым были использованы сведения, затребованные и полученные им из хоринских инородческих управ. Как говорится в самой докладной, к докладу приложены генеалогические таблицы тайшей и родовитых людей родов, список облавных призывных кличей "ура" родов и ответы некоторых из голов инородческих управ, что объясняет повтор отдельных сведений.
Перевод докладной Д. Дарбаева выполнен по наиболее полному и раннему списку из личного архива Ц. Жамцарано, хранящегося в фондах Государственной публичной библиотеки Монголии, копии отдельных документов из которого находятся в архиве П. Б. Балданжапова (На полях первого листа, в верхнем левом углу приписано той же рукой eke bicig - оригинал). В архиве Ц. Ж. Жамцарано собраны разные материалы, в том числе документы Хоринской степной думы (Предварительное сообщение о содержании этого фонда см.: Пурбуева Ц. II., Энхтур Д. Материалы архива Ц. Жамцарано в Государственной библиотеке АН МНР // Докл. и тез. научной конференции "Цыбен Жамцарано: жизнь и деятельность". Улан-Удэ, 1991. С. 64-66). Из них особенно интересны личные документы Д. Дарбаева, автора переведенного нами сочинения, поскольку биографические сведения о нем почти неизвестны. Из них можно упомянуть его послужной список, аттестат, благодарности, похвальные грамоты, заявления, содержащие сведения о жизни и деятельности. Благодаря этим источникам удалось восстановить основные жизненные вехи его биографии, начиная от года рождения.
В его формулярном списке от 1840 г. и прошении Д. Дарбаева об освобождении от обязанностей, направленным на имя начальника Верхнеудинского округа 6-го октября 1832 г., указывается возраст на время составления этих документов, согласно которым определяется год его рождения - 1788. Свою служебную деятельность Д. Дарбаев начал с 24 лет в 1812 г. в должности писаря Хоринской степной думы, в 1815 г. получил чин зайсана, с 1825 г. был заседателем. Последний датированный документ, указывающий самую крайнюю дату его жизни - похвальный лист, выданный заседателю Хоринской степной думы зайсану Доржи Дарбаеву 17 марта 1843 г. иркутским гражданским губернатором за 30-летнюю безупречную службу. Данные документов свидетельствуют о разнообразии его деятельности: участие в разработке положений о хоринских инородцах от 1823 г. и о религии от 1831 г., организация почтовой и уртонной связи. Им была создана сеть магазинов в Хоринской степи, он способствовал развитию хлебопашества и животноводства, посылая неоднократные отчеты и прошения вышестоящим лицам, помогал снижению налогов и платежей.
Сведения, содержащиеся в его личном архиве, материалы канцелярии Хоринской степной думы имеют значение для изучения вопросов истории Бурятии, ее политико-экономического, административного устройства в XVIII - XX вв. и должны быть введены в научный оборот. Предлагаемый вниманию перевод является одним из шагов к этому.