Блеск и нищета профсоюзных курортов
Известные далеко за пределами республики бурятские здравницы – курорты «Аршан» (Тункинский район) и «Горячинск» (Прибайкальский район) прославились на этой неделе тем, что закрылись из-за долгов за электроэнергию.
Оба курорта в настоящее время находятся под управлением санаторно-курортного учреждения профсоюзов «Байкалкурорт».
Межсезонье виновато?
По информации «Новой Бурятии», курорт «Аршан» был отключен от электроэнергии за долг в 800 тыс. руб. Директор «Байкалкурорта» Татьяна Сыренова сообщила агентству «Байкал Daily», что эта проблема возникла из-за межсезонья. «В это время у нас отдыхающих почти не бывает. Денег не хватает. На содержание очень много денег нужно в это время. На уголь, электроэнергию, зарплаты», - пояснила Татьяна Сыренова.
Учитывая, что «Байкалкурорт» является негосударственным учреждением и существует только за счет поступлений от продажи путевок, республика и муниципалитеты не могут напрямую помочь с субсидированием долгов. Поэтому взывания руководства «Байкалкурорта» к главе республики в этой ситуации могут привести только к тому, что Вячеслав Наговицын сможет лишь договориться с энергетиками об отсрочке долга. Но по счетам «Байкалкурорту» рано или поздно платить придется самому. Но из каких средств?
С другой стороны, межсезонье – не внезапно появившееся явление в деятельности курортов, и оно бывает как минимум один раз в каждый год. В этом ли истинная причина плачевного состояния знаменитых и некогда имевших всесоюзное значение бурятских курортов?
Напомним, что годом ранее «Байкалкурорт» столкнулся с проблемой невыплаты заработной платы. Массовые задержки и немалые суммы долгов перед работниками привели к вмешательству республиканской прокуратуры. Директора курортов тогда получили от заместителя прокурора Бурятии представления о недопустимости нарушения трудового законодательства. Позднее, летом 2016 года работники курорта «Аршана» анонсировали перед республиканским руководством профсоюзов возможную забастовку.
Но и это – не корень всех нынешних проблем.
Никаких гарантий
В беседе с корреспондентом «Новой Бурятии» банкиры и бизнесмены рассказывают, что профсоюзные республиканские курорты являются весьма привлекательными для инвестиций объектами. Ведь известные еще с советских времен своей мощной исцеляющей силой природных источников, курорты республики являются идеальными объектами для капитальных вложений. Не нужно проводить сложные маркетинговые исследования, чтобы понять, что курорты всегда будут востребованы у туристов. Впрочем, для этого необходимы нормальные условия для проживания и питания, а также другие виды современного сервиса. А вот этим, к сожалению, ни один наш курорт похвастаться не может.
На вопрос, что же мешает бизнесменам войти со своими инвестициями, они отвечают просто: «Профсоюзы». И, действительно, в настоящее время вся курортная инфраструктура – пансионаты, дома отдыха, поликлинические и ванные корпуса – находится в руках сразу трех юридических лиц. Долевыми собственниками курортов являются Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) и Республиканское объединение организаций профсоюзов (ООП), а вот оперативное управление находится в руках самого «Байкалкурорта».
С курортной землей вообще непонятно – она каким-то образом зарегистрирована за государством в лице Росимущества.
Сложная структура собственности курортов затрудняет инвестирование. Ведь любому предпринимателю, который готов вложиться в развитие подобных проектов, нужны гарантии. В таких случаях гарантией обычно выступает залог имущества.
- Однако с бурятскими курортами ничего не удастся получить в залог, - рассказывает один из потенциальных инвесторов. – Это же такие матрешки. Открываешь одну, а внутри другая. Запрашиваешь у них информацию по собственнику, а там оказывается сначала какая-то федерация, затем местные профсоюзы, и еще «Байкалкурорт» числится. Юристы начинают читать их уставы, а там у каждого есть какой-то совет, какой-то президиум и еще какая-то конференция. И каждый такой орган отвечает за профсоюзное имущество, а за кем последнее слово – непонятно.
Естественно, ни один банк, и ни один бизнесмен иметь дело с такими товарищами не будет, так как никаких гарантий сторонним инвестициям никто в этом созвездии профсоюзов дать не сможет. А вот, если был бы у курортов собственник в одном лице, неважно кто – государство, или муниципалитет, или «Байкалкурорт», тогда было бы другое дело.
Прибыльное дело
Глава поселка Аршан Тункинского района Даша Дашеев отметил, что курорт «Аршан» вполне может окупать себя сам и даже самостоятельно может вкладываться в собственное развитие.
- Валовая выручка в среднем за год на курорте «Аршан» составляет 200-250 млн рублей, а может и до 300 млн доходить. Этих средств на порядок больше, чем минимально необходимая сумма для поддержания курортов «на плаву», то есть на зарплату и текущие расходы в виде коммунальных услуг, услуг на топливо и прочее, – говорит Даша Дашеевич. – Остальное вполне можно было бы направлять на развитие, строительство новых пансионатов, реконструкцию старых зданий, модернизацию медицинского оборудования. Куда исчезают эти средства? Непонятно.
Многие из нас, кто отдыхал на курорте по путевке, помнят, что эту самую путевку мы приобретали на задворках республиканского правительства. Как раз там и находится офис «Байкалкурорта». Большая часть средств от продажи путевок, таким образом, поступает в общую кассу на площади Советов. А вот как они впоследствии распределяются, не смогут ответить даже сами руководители курортов на местах. Их финансирование осуществляется опять же с площади Советов по остаточному принципу.
Тут же заметим, что «Байкалкурорт» - учреждение, полностью подведомственное и подконтрольное самим профсоюзам, а точнее - Объединению организаций профсоюзов Республики Бурятия. ООП РБ находится также на тех же задворках республиканского правительства. Поэтому вполне закономерно, что часть средств от продажи путевок «Байкалкурорт» может направлять и своему вышестоящему руководителю. Неизвестно только, какую именно.
На задворках правительства
Вообще же профсоюзная собственность, в том числе и курорты – весьма привлекательный «кусок». Когда-то безвозмездно переданное от государства имущество теперь составляет наследие профсоюзов. И это имущество становится постоянным «камнем преткновения» в вопросах руководства республиканскими профсоюзами. Ведь с юридической точки зрения профсоюзы сегодня – это общественные негосударственные организации, во внутрихозяйственную деятельность которых не имеют права вмешиваться официальные контрольные и надзорные органы.
Сергей Тимин, Виктор Ельченинов, Татьяна Сабаева, Анатолий Голых, Дмитрий Колмаков – каждого из этих руководителей республиканских профсоюзов, как мы помним, сопровождала своя неповторимая история с избранием на руководящую должность. Но каждую из этих историй, как теперь уже можно догадаться, объединяет надежда отдельных личностей на имущественную долю в профсоюзном пироге. Как говорится, «паны дерутся…».
В ближайшее время эта запутанная история с профсоюзной собственностью должна как-то проясниться, чтобы курорты не страдали от нехватки средств при ажиотажном спросе на их услуги. Руководители профсоюзов по этому вопросу должны встретиться с главой Бурятии Вячеславом Наговицыным. Хотя, может быть, все запутается еще сильнее.