120 миллионов на ритуальных услугах: итоги четырёх лет работы крематория в Улан-Удэ
За четыре года работы единственный крематорий Бурятии провёл более четырёх тысяч кремаций. При базовой стоимости услуги почти в 30 тысяч рублей, валовая выручка только от основного вида деятельности за этот период составила около 120 миллионов рублей.
Рост выручки и скромная прибыль
Выручка ООО «Улан-Удэнский крематорий» за 2024 год достигла 40 миллионов рублей, что на 42% больше, чем в предыдущем периоде. Прибыль также показала значительный рост. В 2023 году чистая прибыль не превышала восьми миллионов рублей. При этом компания имела проблемы с налоговыми выплатами. В 2024 году стало известно, что крематорий не вернул в федеральный бюджет налоговые доходы, полученные в рамках субсидии на реализацию инвестпроекта. Тогда министерство экономики Бурятии потребовало полного возврата субсидии на сумму более 4,2 миллиона рублей, что компания и сделала в феврале 2024 года. Этот эпизод показывает, что финансовое положение предприятия не столь стабильно, как его выручка.
Основным учредителем с долей 90% является Маргарита Вахрамеева. Согласно информации Rusprofile, она же заняла пост генерального директора в ноябре 2023 года, сменив на этой должности Соелму Дашимолонову. Но в публикации издания «МК в Бурятии» от 15 октября гендиректором представлена именно Дашимолонова. Данные Rusprofile не вызывают сомнений, потому что их источниками являются официальные реестры и картотеки госорганов. Так что стоит проверить, насколько законно Дашимолонова работает в учреждении и получает ли Вахрамеева зарплату за работу, которую фактически выполняет другой человек. Странная ситуация.
Возможно, владелица бизнеса этим действием хотела отвлечь внимание от сотрудника после статьи Бабра о Соелме Дашимолоновой.
Кадровая экономика/
В октябре компания разместила вакансии оператора кремационного оборудования с зарплатой от 65 тысяч рублей и уборщицы с зарплатой 37,5 тысячи рублей.
Для сравнения, средняя зарплата в Улан-Удэ в 2025 году, по разным данным, составляет от 84 до 115 тысяч рублей. Средняя зарплата по Бурятии за 2024 год составляла 72,8 тысячи рублей. Зарплата оператора, ответственного за эксплуатацию сложного и дорогостоящего импортного оборудования, работающего с высокими температурами и биологическими материалами, находится на нижней границе рыночных предложений для квалифицированных рабочих.
Напомним, в апреле 2024 года Государственная инспекция труда в ходе плановой проверки выявила, что часть работников крематория получала зарплату ниже минимального размера оплаты труда. Штат крематория (операторы, администратор, технический работник и уборщица) обеспечивает его круглосуточную работу. Отметим, официальная численность персонала составляет восемь человек.
_31234049_b.jpg)
Чешская печь под онлайн-надзором
Основа крематория — печь чешской компании TABO-CS, стандартное и надёжное оборудование, которое используется во многих российских крематориях. Стоимость одного устройства, включая монтаж, составляет сотни тысяч евро.
В публикации «МК» недогендиректор Соелма Дашимолонова, имеющая образование маркетолога, заявила, что «печь подключена к ним [чешским партнёрам] в онлайн-режиме» и они «могут консультировать нас и наблюдать за всеми процессами». Это всего-лишь рекламная интерпретация стандартной функции удалённого технического мониторинга и сервисной поддержки, которая является распространённой практикой для сложного промышленного оборудования. Ничего особенного.
Неспроста Бабр акцентировал внимание на образовании Дашимолоновой. Весь публичный образ компании выстроен по канонам современного маркетинга. Упоминание в СМИ буддийских традиций и развеивания праха над Гангом апеллирует к культурным особенностям Бурятии. Акцент на распространённой в Европе (на самом деле нет) практике прижизненных договоров на кремацию и экологичности процесса позиционирует услугу как современную и цивилизованную. Создание «комнаты просвета», где за вознаграждение родственники могут наблюдать за началом кремации, — это создание дополнительной платной услуги, упакованной в ритуально-психологическую обёртку.
Внутреннее помещение крематория с чешской печью TABO-CS
Вторая печь для регионального лидера
Улан-Удэнский крематорий — монополист на огромной территории. Ближайшие аналогичные объекты находятся в Новосибирске и Хабаровске. Этим объясняется значительная доля (30%) клиентов из Иркутской области и Забайкальского края. Планы по приобретению второй печи, высказанные в публикации «МК», говорят о том, что владельцы уверены в стабильности спроса и намерены укреплять позиции.
При этом средний темп работы крематория Улан-Удэ (около одной тысячи кремаций в год, три-четыре в день) не выглядит как пиковая загрузка. Заявленный цикл одной кремации составляет около четырёх часов. Одна печь теоретически способна выполнять до восьми циклов в сутки, её достаточно для нынешних нужд предприятия. Вероятно, планы по расширению связаны со ставкой на дальнейший рост рынка. В городах, где крематории существуют давно, их доля в общем числе погребений достигает 70%, тогда как в среднем по России — около 15%. У бурятского рынка есть потенциал для роста.
В итоге крематорий Улан-Удэ к 2026 году сформировался как коммерчески успешный региональный монополист. Его владельцы эффективно используют маркетинговые инструменты для создания привлекательного образа и стимулирования спроса, но жёсткая экономия на персонале присутствует до сих пор, судя по последним вакансиям.
Ранее на Бабре:
Крематорий Улан-Удэ: руководство пытается сэкономить на зарплатах
Фото: МК в Бурятии
_31234049_b.jpg)
_31232752_b.jpg)
_31234049_b.jpg)



















