Уличные музыканты Иркутска живут как в раю. Только от местных рэкетиров отбиваются толпой
Иркутяне давно привыкли к уличным музыкантам. Иначе их называют стритовщиками – от английского слова street (улица). Среди них нет жесткой конкуренции, музыкальные инструменты, на которых они играют, не отличаются разнообразием. Но несмотря на все это, подобным способом можно заработать неплохие деньги.
Шансон не в моде
Всех стритовщиков можно разделить на гитаристов и негитаристов. Следует заметить, что гитарное исполнение на иркутских улицах не всегда приятно – частенько молодежь просто выходит поорать и подергать струны, но все равно получает свой гонорар от прохожих.
Мы разговариваем с уличными музыкантами, которых нередко можно увидеть на улице Карла Маркса. В последнее время эта улица стала более популярной у музыкантов, чем даже Урицкого. Все три героя-стритовщика из разных городов: Ангарска, Братска и Усолья-Сибирского.
– В этих городах невозможно исполнять на улицах песни, – рассказывает Антон Попов. – Местная молодежь не воспринимает уличного творчества. Сразу бьют по лицу...
– А играть песни в Иркутске – милое дело, – продолжает его товарищ Андрей Редколосов. – Многие музыканты, приехавшие с запада России, отмечают, что стритовать в Иркутске приятно и выгодно. За день можно заработать рублей триста, а иногда и четыреста.
– Любимые уличные песни иркутян – советского периода, – говорит музыкант Виталий Шенин. – А вот блатной шансон популярностью совсем не пользуется. Разве что "Владимирский централ" и "Гоп-стоп" – но это уже классика жанра.
Другой бродячий музыкант по прозвищу Нерваный приехал к нам из Питера. Он рассказывает, что живет уже четыре года на уличные гонорары. Выгодней всего подают в электричках. Самая популярная песня в его творчестве – "Мама" Константина Кинчева.
Другие заезжие музыканты – Алексей и Елена с Украины – довольны сибирскими поклонниками популярных песен: "Иркутяне нас несколько раз кормили шашлыком, и всегда благодарят деньгами".
Шляпник желает удачи
Человека, который собирает деньги, называют шляпником, – он это делает обычно со шляпой в руках, – или аскером (от английского to ask – спрашивать). Лучше всего эта роль удается девушкам, особенно симпатичным.
– Шляпник должен излучать энергию доброты, – рассказывает Андрей Редколосов. – Кому захочется отдавать деньги неприятному типу? Я всегда искренно желаю людям удачи и здоровья. Мне и правда хочется, чтобы у людей, которые откликнулись на мою песню, все было хорошо.
– На какие песни прохожие откликаются лучше всего?
– Чаще всего подают молодежь и взрослые люди с детьми. А любят они, как это ни странно, русский рок-н-ролл: "Чайф", "Сплин", "Кино".
– Существует ли на иркутских улицах рэкет для музыкантов?
– Уродов везде хватает. Но мы за свою безопасность отвечаем сами, поэтому и выступаем втроем.
Есть в нашем городе и постоянные уличные музыканты, которые обычно представляются публике своими прозвищами. Например, Хукер – отличный блюзмен – играет руками на электрогитаре, ногами на барабанчиках и при этом еще умудряется балансировать на цирковой доске. Другой персонаж по прозвищу Борода играет на акустической гитаре, но славится большим репертуаром авторской песни и постоянством своего появления на иркутских улицах.
Чудесные вечера устраивал на иркутской набережной ангарский "Клуб романтического джаза": эти профессиональные музыканты не из бедных семей просто ради удовольствия (но и с раскрытым футляром для пожертвований) играли популярные джазовые стандарты для гуляющих иркутян. Прошлым летом эту инициативу перехватила иркутская группа Zamirror. Любопытно, что выступления групп собирают приличную публику, которая весело танцует и щедро жертвует музыкантам (нередко пивом).
Но самый большой интерес все-таки вызывают исполнители с необычными для улицы инструментами: труба, саксофон, скрипка. Студенты музыкального училища, особенно первокурсники, часто радуют обывателей своими мелодичными экспериментами на этих инструментах. Да и солидную прибавку к стипендии можно так заработать.
На баянах и аккордеонах любят играть старики. Таким за вальс "На сопках Маньчжурии" щедро подают и молодежь, и ветераны. В единственном подземном переходе Иркутской области (на улице Байкальской в Иркутске. – Авт.) постоянно собираются наши престарелые земляки с баянами, которые больше общаются друг с другом, чем играют музыку. Но это никого не огорчает: иркутяне часто бросают мелочь даже не играющему музыканту.