Артур Скальский

© Эхо Москвы

ЭкологияБайкал

24036

24.03.2010, 15:56

Путин и Байкал

15 марта 2010 года, на помпезном заседании Попечительского совета Русского географического общества, его глава, премьер-министр России Владимир Путин вернулся к своему скандальному январскому решению разрешить запуск в работу Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК).

По его словам, проблемы Байкала надо решать комплексно, по-государственному, «смотреть внимательней, без визга, без шума». Если последовать призыву премьера и рассмотреть этот вопрос комплексно, без эмоций, становится очевидной абсолютная некомпетентность принятого премьером решения.

Главным аргументом за возобновление работы печально известного комбината, с 1966 года являющегося главным загрязнителем Байкала (площадь загрязнения от сбросов БЦБК в озеро достигает 130 кв. км., около 5 тыс. т. вредных выбросов попадает ежегодно в атмосферу, отравляя до 400 кв. км территории вокруг Байкальска, миллионы тонн опасных твердых отходов складированы на берегу) стало сохранение рабочих мест в Байкальске – небольшом моногороде, построенном вокруг БЦБК.

Когда-то комбинат действительно определял ситуацию с занятостью в городе, на нем работало 2200 человек из 14-тысячного населения города. Однако теперь ситуация кардинально изменилась.

Для запуска комбината в штат сегодня заново набрано 1450 сотрудников, притом, что на бирже труда в конце января этого года в Байкальске было зарегистрировано 700 безработных, и их число заметно снижалось весь последний год, пока комбинат не работал.

После остановки предприятия в ноябре 2008 г. в Байкальске стала быстро развиваться сфера услуг – гостиницы, кафе, рестораны, бани, турбазы, горнолыжный курорт «Гора Соболиная» – с созданием сотен новых рабочих мест. Байкальск – потенциально привлекательное место для развития туризма – город соединен с Иркутском неплохой дорогой (2 - 3 часа пути), от областного центра ходят электрички, в городе сравнительно мягкий климат, зимой на горах много снега.

Учитывая все это, власти Иркутской области в 2009 г. приняли решение перенести вновь создающуюся Особую экономическую зону туристического типа «Ворота Байкала» из Большого Голоустного в Слюдянский район – где расположен Байкальск.

Создание здесь турзоны согласовано с федеральными министерствами, предусматривается выделение значительных государственных инвестиций в развитие инфраструктуры. Власти Иркутской области и Бурятии рассчитывают на один миллион туристов в год, после того как проекты создания двух особых турзон на Байкале будут реализованы. Появится десять тысяч новых рабочих мест – в том числе и в Байкальске.

Однако запуск БЦБК рушит эти, вполне реальные, учитывая туристический потенциал Байкала, планы.

Сам Путин жаловался на непереносимое зловоние, исходящее от труб БЦБК, когда катался на горных лыжах на горе Соболиная несколько лет назад. Когда комбинат работает, город и его окрестности обычно окутаны смрадным смогом – тут уж не до туризма. В городе повышенная заболеваемость онкологическими заболеваниями и ниже продолжительность жизни – какая уж тут «рекреация»!

Но и это далеко не все.

Пуск БЦБК наносит смертельный удар по ряду масштабных инвестиционных проектов, рассчитанных на уникальную чистоту озера, содержащего четверть всей питьевой воды Земли. Например, в 40 км. от Байкальска, в поселке Култук, уже построен большой завод по забору из Байкала и разливу питьевой воды. Мощность завода – миллион литров воды в день. Инвестор – канадская «Кю вотер оф Байкал», сто процентов вложенных средств – иностранные. Стоимость проекта – десятки миллионов долларов. Число вновь создаваемых рабочих мест – около 200. Всего проектов по разливу и продаже байкальской воды пять, на 120 млн. долларов, с созданием не менее 500 рабочих мест. Один такой завод планировалось построить в Байкальске. Однако будут ли потребители доверять байкальской воде при работающем БЦБК? Сколько может быть потеряно инвестиций и современных (в отличие от БЦБК) рабочих мест?

Путин пускает под откос не только планы частных инвесторов, но и тщательно разработанную программу социально-экономического развития Байкальска, подготовленную властями региона и представленную 27 января 2010 г. в Минрегионразвития, предусматривающую развитие в городе и окрестностях туризма и сферы услуг, общим объемом 7 млрд. рублей.

Запуск БЦБК не имеет смысла и экономически – предприятие глубоко убыточно, его оборудование изношено, технологии безнадежно устарели.

В 2008 г. комбинат принес убытков почти на 800 млн. рублей. Не потому ли структуры, подконтрольные О.Дерипаске (ЛПК «Континенталь менеджмент»), спешно передают контроль над БЦБК государству (49% акций – Росимуществу, и 25,2% предполагается отдать городу Байкальску)? Выходит, теперь убытки, приносимые главным загрязнителем Байкала, должны будут покрывать из своего кармана российские налогоплательщики?

Путин идет против международных обязательств России, еще больше подрывая доверие к способности нашей страны следовать международному праву.

С 1996 г. Байкал входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Теперь он может оказаться среди объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой. На сайте российского отделения «Гринпис» уже около 9 тысяч человек подписались под обращением к Генеральному секретарю ЮНЕСКО с просьбой защитить Байкал от БЦБК. А в Верховном суде России рассматривается иск о грубом нарушении собственно российского природоохранного законодательства.

Наконец, Путин принял решение о возобновлении работы БЦБК вопреки мнению общественности и даже своих собственных министров.

10 марта в России создана широкая коалиция экологических организаций «За Байкал!», развернувшая широкую кампанию с целью окончательно закрыть БЦБК. На сегодня под обращением коалиции к Д.Медведеву в интернете поставили свои подписи 40.5 тысяч человек.

Против решения Путина, подрывающего основы их бизнеса, выступили крупнейшие туроператоры Иркутской области.

Письмо протеста направила группа законодателей из парламента Бурятии. По всей стране готовятся массовые митинги протеста, а митинг 13 февраля этого года в Иркутске собрал несколько тысяч человек.

На популярном сибирском сайте www.rubabr.com идет голосование на тему «Главный враг Сибири».

В нем с большим отрывом лидируют В. Путин (39.1%), О. Дерипаска (16.1%) и партия «Единая Россия» (13.3%) (проголосовало более 28 тыс. человек).

Губернатор Д.Мезенцев и партия «Единая Россия», публично поддержавшие запуск БЦБК, потерпели унизительное поражение на выборах мэра Иркутска 14 марта. На сайте Росприроднадзора 97% респондентов высказались против возобновления работы БЦБК. Только что Росприроднадзор утвердил нормативы допустимых воздействий на Байкал, которые должны неукоснительно соблюдаться БЦБК в случае сброса сточных вод в озеро, исполнение чего комбинатом крайне маловероятно.

Рассказывают, что под решением запустить комбинат не подписался ни один из профильных министров, а решение принималось в кабинете Путина по инициативе одного из доверенных вице-премьеров.

Это и называется «ручным управлением». Таким вот манером, «без визга и шума», в России принимаются десятки и сотни совершенно некомпетентных решений, наносящих непоправимый ущерб обществу, экономике, природе, международному престижу страны.

Артур Скальский

© Эхо Москвы

ЭкологияБайкал

24036

24.03.2010, 15:56

URL: https://babr24.news/baik/?ADE=84720

bytes: 7200 / 7200

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Экология" (Байкал)

Промышленный вылов омуля: есть ли будущее у Байкала?

Снова разговоры о промышленном вылове омуля. Чиновники заявляют, что перспективы хорошие, осталось только организовать рыбопромысловые участки. Но, честно говоря, это звучит как издевательство. Омуль, главная рыба Байкала, и так на грани выживания.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Бурятия Байкал

6353

18.11.2024

Ущерб природе Саган-Хушуна: «Заповедное Прибайкалье» продолжает игнорировать экологию

На Ольхоне разгорелся конфликт вокруг строительства подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Этот священный для местных жителей объект оказался в центре противостояния между защитниками природы и культурного наследия и инициаторами проекта.

Анна Моль

ЭкологияТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

16681

13.11.2024

Росатом и БЦБК: когда освоение бюджета важнее экологии

Байкальск когда-то символизировал торжество промышленного прогресса над природными ограничениями. Но сегодня он – яркий пример того, как попытка извлечь выгоду любой ценой может обернуться экологической и социальной катастрофой.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

8215

12.11.2024

Свалка на берегу Байкала: провальная рекультивация. Фоторепортаж Бабра

В Центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкала, буквально в паре километрах от озера, на протяжении нескольких лет разрасталась свалка бытовых и промышленных отходов. Объем свалки оценивается в 40 тысяч кубометров, а ее площадь составляет пять гектаров.

Екатерина Вильмс

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаБурятия Байкал

9757

31.10.2024

Хамбо лама против псевдоучёного: борьба за Байкал продолжается

Академик РАН Арнольд Тулохонов, известный в Бурятии как предатель интересов Байкала, завёл одну и ту же шарманку, пытаясь продавить правки в закон об озере. В своём новом интервью он вновь озвучил негативные последствия непринятия изменений в ФЗ.

Есения Линней

ЭкологияПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Байкал

15539

25.10.2024

Год Байкала: слова или дела? Проблемы экологии

Иркутская область на слуху не только благодаря своей живописной природе, но и тому, что Байкал продолжает оставаться под угрозой экологической катастрофы.

Анна Моль

ЭкологияТуризмПолитикаИркутск Байкал

11767

24.10.2024

Саган-Хушун: как местные жители остановили угрозу для святых мест

На Ольхоне развернулась напряженная ситуация вокруг стройки подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Это место считается священным для местных народов, а его история обогащена тысячелетиями традиций и верований.

Анна Моль

ЭкологияКультураИркутск Байкал

18732

21.10.2024

«Мусорное пятно» Байкала: как микропластик угрожает жемчужине России

В последние годы ученые фиксируют тревожные данные о загрязнении Байкала микропластиком.

Анна Моль

ЭкологияИркутск Байкал

16176

09.10.2024

«Ольхон-2024»: международный лесовосстановительный форум на острове Байкала

В самом сердце озера Байкал, на острове Ольхон, с 17 по 22 сентября 2024 года прошел 11-й Международный лесовосстановительный форум «Ольхон-2024». Организаторами этого важного ежегодного мероприятия выступили Благотворительный фонд «Подари планете жизнь» и ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск Байкал

15577

08.10.2024

Байкал под натиском: как Священный мыс Саган-Хушун оказался на грани застройки

Жители Иркутской области всполошились из-за планов по освоению мыса Саган-Хушун на острове Ольхон, что на озере Байкал. Этот природный и археологический памятник имеет огромное культурное значение для коренных народов. Но теперь ему угрожает коммерческая застройка.

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск Байкал

23273

07.10.2024

Окутанный тайнами: куда уходят средства «Заповедного Прибайкалья»?

Байкал и окружающие его девственные ландшафты Прибайкалья — настоящее чудо природы, охраняемое государством. Один из ключевых защитников этой хрупкой экосистемы — национальный парк «Заповедное Прибайкалье».

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесОбществоИркутск Байкал

19858

27.09.2024

Российские ученые обратились к Володину с просьбой остановить «антиэкологичные» поправки к закону о Байкале

Ведущие российские ученые и общественные деятели выступили с обращением к председателю Госдумы Вячеславу Володину, призывая не принимать законопроект, который, по их мнению, существенно ослабляет охрану уникального природного объекта — озера Байкал. Автор: Алёна Штерн Фото из альбома "Байкал.

Анна Моль

ЭкологияПолитикаИркутск Байкал

19352

20.09.2024

Лица Сибири

Песчинская Ника

Романов Максим

Ефременко Сергей

Козак Игорь

Пивень Виктор

Слепнева Ирма

Никулин Андрей

Стрельцов Андрей

Быков Александр

Ежевский Александр