Ольхонский район – против Байкала?

Посмотрим на Байкал. Точнее – на его центральную экологическую зону, зону особо охраняемую, из-за которой столько было сломано копий, столько пережито волнений, которую отстояли, буквально, в последний момент от посягательств Транснефти, и из-за которой Иркутск и Байкальск стали чуть ли не врагами (хотя вины ни рядовых байкальчан, ни рядовых иркутян в создавшемся после закрытия БЦБК тяжелом экономическом положении нет).

Но речь сейчас пойдет не о Байкальске.

Ольхонский район. Теплое Малое море, песчаные пляжи, прилегающие к ним степи с уникальнейшей флорой и фауной. Прибайкальский Национальный Парк, точнее – центральный его участок, перемычка между тремя лесными зонами. Уникальные флора и фауна, потрясающее разнообразие птиц, переходы различных природных зон не на протяжении многих километров, а в пределах пешей прогулки. Плюс этнография – быт и хозяйство полукочевых народов, отдаленных потомков той самой империи чингизидов, что некогда включала в себя почти весь материк, со всеми его народами и культурами – а в конечном итоге, сыграла и очень значительную роль в становлении государства Русь. Какая экзотика, какой материал для потенциальных участников международных исторических, экологических и этнографических экспедиций, для организованного познавательного (но не пляжного) туризма!

Но у нас, увы, представление о туризме – как у папуасов XVIII века о сантехнике. Раз туризм – значит, отели (желательно пятизвездочные), турбазы (желательно но пару гектаров), катера и яхты, автобаны и рестораны, дискотеки, кегельбаны и стрип-клубы... Другого "развития туризма" наш человек не представляет. Разве что выехать на машинах "своей компанией", с парой ящиков водки, с купленным по дороге омулем и захваченными из дома вкусностями, провести в беспробудной пьянке на фоне так называемой "рыбалки" выходные, а то и недельку от отпуска, да и уехать домой, оставив за собой то, что не используя ненормативную лексику и назвать-то невозможно... Но это уже и не туризм вовсе, а так, отдых на природе. А на претензии каких-нибудь егерей, буде таковые все-таки появятся, наш человек просто считает себя обязанным ответить предложением выпить вместе, да еще и в карман что-нибудь дать, "жидкую валюту", к примеру, если бумажная не прокатывает. Что вы, граждане, какая-такая экология? Мы разве чего-то запрещенное делаем? Экология – это вот всякие заводы, химия всякая, а этот мусор махом разлагается, и вообще, не пошли бы вы все?..

Да, егерей на всех не хватает. Да, не все егеря стойки к искушениям, а уж к угрозам – тем более. А где взять других, на какие деньги нанять большее их количество? Беден Прибайкальский Национальный Парк, и некому держать оборону уникальнейших ландшафтов от дикарей на джипах и моторках, а тем паче – от самовольных застройщиков, которые еще и претензии предъявляют: мы-де тут регион развиваем, туризм привлекаем, а вы нам со своими степями чахлыми мешаете деньги в местный нищенский бюджет платить.

Нет, понятно, что нищему не до экологии. Понятно, что Ольхонский район, которому не светят субсидии из бюджета области на развитие, или хотя бы улучшение социалки, не будет особенно плакать по уже утраченным неярким, но уникальным травам, вытоптанному и выдранному подчистую толпами отдыхающих чабрецу или невесть куда сбежавшим от тех же толп стаям уток на Мухоре. Вполне можно понять руководство района, когда оно всеми правдами и неправдами старается вычеркнуть из своих бумаг саму память о Прибайкальском Парке – ведь это он мешает раздать "неперспективные" (в сугубо утилитарных целях – сенокоса или посевов) земли в аренду ненасытным застройщикам, да и стричь потом аренду раза в три-четыре выше, чем с тех же лесных участков. А ведь земли эти были в свое время переданы Парку без изъятия их из сельскохозяйственного природопользования исключительно для того, чтобы не нарушать сложившийся исторически способ хозяйствования местного населения. И что, неужели та "сортирная архитектура", которая захватила практически все побережье Малого моря, и есть это самое "сложившееся хозяйствование"? Ведь те почти шестьдесят так называемых турбаз (с общим количеством построек, приближающимся к тысяче!), не соответствуют элементарным санитарным требованиям, предъявляемым к таким структурам даже в соседней Монголии. К тому же в планах и схемах развития и так уже заложено резкое, в четыре раза, увеличение территорий, отводимых под развитие существующих населенных пунктов – ну так стройте там, и дайте центральной экологической зоне Байкала, особо охраняемому участку Мирового Наследия ЮНЕСКО возможность хотя бы просто УЦЕЛЕТЬ!

...Но нет. На "Схеме планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны на территории муниципального образования - Ольхонский район" территории парка не отмечены вообще. Как будто и не было. Более того, проектировщики попросту отказываются их отмечать. 110 тысяч га, таким образом, просто планируется изъять из-под хоть какой-то защиты от современных "предприимчивых людей". Без согласования с Москвой. Без учета позиции прокуратуры (по словам представителя которой, пожелавшего остаться неизвестным, на прокуратуру оказывается давление со стороны областных властей). Без учета множества писем от самых разных организаций и научных сообществ самых различных уровней, которые точно знают о ценности этого уголка природы. Без рассмотрения предложения заместителя директора Парка по науке Виталия Валентиновича Рябцева о компенсационной замене уже давно застроенных, а потому деградировавших и не подлежащих восстановлению земель на такое же количество земель пока еще не испоганенных – из тех, что принадлежат только району. Без упоминания ценности этих территорий, уникальности их (почему-то даже госпоже Гайковой, министру природных ресурсов и экологии Иркутской области, не хватало памяти, чтобы поставить разработчиков схемы в известность об этой ценности, хотя ей самой работники Парка не раз приводили все цифры и факты) перед комиссиями, готовившими проект и просто по долгу службы обязанными провести межевание! Да еще, как на грех, как раз накануне принятия этой "Схемы", буквально за несколько дней до ее рассмотрения, по непонятным причинам увольняют прежнего директора Парка – практически вслед за отставкой О. Митволя, знаменитого своей несговорчивостью, непосредственно приказом г-на Трутнева. А вновь назначенный директор, не успев войти в курс дела, решает не брать на заседание своего заместителя по науке, так что тому приходится свою позицию пытаться довести до всех заинтересованных лиц через пресс-конференцию, прошедшую 21 апреля в редакции "Комсомольской Правды".

Принятие этой "Схемы" для областного руководства выполняет две задачи: с одной стороны, она позволяет легко и без препон легализовать те самозахваты, которые уже были проведены в годы роста дикого туризма на Байкале. Пока что любую "дикую" турбазу можно, да и нужно снести – она вне закона – а владельца привлечь к ответственности. Конечно, владельцам такое положение не нравится, и они уже даже предъявляют претензии – по поводу того, что, дескать, затратили свои деньги, "воевали - так подай"!

И им в этом их желании идут навстречу. После того, как эти земли будут признаны "особо охраняемыми рекреационными" (вот такое новое понятие в Земельный Кодекс собирается внести наша администрация, хотя совершенно непонятно, что это за земли такие, и кто и что там должен охранять), за них развернется настоящая война – потому что количество ПОКА ЧТО отвергнутых заявок на их застройку исчисляется тысячами. И тогда всего того, за чем люди ехали на Байкал – дикой, нетронутой природы, чистейшей воды, покоя, неспешного быта местных жителей, – всего этого просто не станет. В финансовом отношении от этого на ближайшее время (пока район окончательно не превратят в большую разъезженную помойку на облысевшей и запаршивевшей земле) выиграет Ольхонский район. Правда потом... Но "потом", как говорится, "суп с котом" и "хоть трава не расти"... увы, в буквальном смысле слова. Но сейчас это – вторая задача Схемы, которая позволит областным властям меньше ломать голову над тем, как наполнить бюджеты местных образований. Не стоит забывать, что один из приемов, позволяющих региональным чиновникам сокращать "издержки", кроме увольнений, это "более интенсивное использование природных ресурсов". Даже г-н Зюганов, главный коммунист России, в первую очередь призывал для развития региона использовать природу, ни полузвуком не обмолвившись о том, что ее, эту природу, нужно еще и беречь, чтобы завтра не остаться на непригодной для жизни территории. Как же, как же – на наш-то век их, этих ресурсов, хватит, а там... Или ишак умрет, или эмир.

Вот только остается такой маленький нюанс: в 2010 году истекает срок, данный ЮНЕСКО на изменение отношения России в целом и Иркутской области и Бурятии в частности к участку Всемирного Наследия по имени Байкал. И отчитываться перед мировым сообществом придется не главе Ольхонского района, и даже не нашему областному Серому дому, а самому господину президенту РФ. И вряд ли хозяйственные инициативы местечкового, по большому счету, руководителя, скрасят ему предстоящее позорище, на которое ему придется выйти – и где ему будут оппонировать независимые проверяющие, с фотографиями загаженных, замусоренных, застроенных сараюшками и сортирами берегов. Потому как не БЦБК был назван главной угрозой одной шестой части мировых запасов питьевой воды под именем Байкал...

Справка

По уровню биоразнообразия и количеству редких видов степная территория Ольхонского района (110 тысяч гектаров земель двойного подчинения) не имеет себе равных во всем Байкальском регионе. Красные книги (от региональной до международной) представлены здесь 70 видами высших и 16 - споровых растений, 40 видами птиц, 2 видами герпетофауны. Она представляет собой наиболее ценную часть ключевой орнитологической территории (КОТ) международного значения – "Остров Ольхон и Приольхонье". Включает самое большое в пределах Иркутской области количество памятников археологии.

Эти земли являются историческим ареалом расселения бурятского этноса. Именно на Байкале в древности родился уникальный шаманистский культ Орла. К сожалению, из 19 пар солнечных орлов (это природный прототип священного Белоголового Орла байкальских легенд), живших здесь ещё в 1982 году, к нынешнему году не только в Ольхонском районе, а на всем Байкале сохранилась лишь одна пара.

Освоение земель Прибайкальского парка не только противоречит нормам, заложенным в российском природоохранном законодательстве, но и грубо противоречит международному законодательству, которое имеет безусловный приоритет в случаях, касающихся сохранения объектов всемирного природного наследия.

"Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 643, запрещает, в частности, строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек. Кроме того, здесь запрещено размещение временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами рекреационных территорий, предусмотренных комплексной схемой охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории.

В решении, принятом на 32-й Сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО (32 COM 7B.24, Квебек, 2008) и посвященном озеру Байкал, указано требование к стране-участнице Конвенции "установить юридические и административные механизмы для регулирования туризма и рекреации, срочно разработать и утвердить эффективные правила планирования и создать стратегию устойчивого развития туризма для объекта".

URL: https://babr24.news/baik/?ADE=77105

bytes: 12033 / 12005

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Анна Машерова, редактор.

На сайте опубликовано 114 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Экология" (Байкал)

Промышленный вылов омуля: есть ли будущее у Байкала?

Снова разговоры о промышленном вылове омуля. Чиновники заявляют, что перспективы хорошие, осталось только организовать рыбопромысловые участки. Но, честно говоря, это звучит как издевательство. Омуль, главная рыба Байкала, и так на грани выживания.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Бурятия Байкал

6343

18.11.2024

Ущерб природе Саган-Хушуна: «Заповедное Прибайкалье» продолжает игнорировать экологию

На Ольхоне разгорелся конфликт вокруг строительства подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Этот священный для местных жителей объект оказался в центре противостояния между защитниками природы и культурного наследия и инициаторами проекта.

Анна Моль

ЭкологияТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

16677

13.11.2024

Росатом и БЦБК: когда освоение бюджета важнее экологии

Байкальск когда-то символизировал торжество промышленного прогресса над природными ограничениями. Но сегодня он – яркий пример того, как попытка извлечь выгоду любой ценой может обернуться экологической и социальной катастрофой.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

8209

12.11.2024

Свалка на берегу Байкала: провальная рекультивация. Фоторепортаж Бабра

В Центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкала, буквально в паре километрах от озера, на протяжении нескольких лет разрасталась свалка бытовых и промышленных отходов. Объем свалки оценивается в 40 тысяч кубометров, а ее площадь составляет пять гектаров.

Екатерина Вильмс

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаБурятия Байкал

9757

31.10.2024

Хамбо лама против псевдоучёного: борьба за Байкал продолжается

Академик РАН Арнольд Тулохонов, известный в Бурятии как предатель интересов Байкала, завёл одну и ту же шарманку, пытаясь продавить правки в закон об озере. В своём новом интервью он вновь озвучил негативные последствия непринятия изменений в ФЗ.

Есения Линней

ЭкологияПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Байкал

15539

25.10.2024

Год Байкала: слова или дела? Проблемы экологии

Иркутская область на слуху не только благодаря своей живописной природе, но и тому, что Байкал продолжает оставаться под угрозой экологической катастрофы.

Анна Моль

ЭкологияТуризмПолитикаИркутск Байкал

11767

24.10.2024

Саган-Хушун: как местные жители остановили угрозу для святых мест

На Ольхоне развернулась напряженная ситуация вокруг стройки подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Это место считается священным для местных народов, а его история обогащена тысячелетиями традиций и верований.

Анна Моль

ЭкологияКультураИркутск Байкал

18732

21.10.2024

«Мусорное пятно» Байкала: как микропластик угрожает жемчужине России

В последние годы ученые фиксируют тревожные данные о загрязнении Байкала микропластиком.

Анна Моль

ЭкологияИркутск Байкал

16176

09.10.2024

«Ольхон-2024»: международный лесовосстановительный форум на острове Байкала

В самом сердце озера Байкал, на острове Ольхон, с 17 по 22 сентября 2024 года прошел 11-й Международный лесовосстановительный форум «Ольхон-2024». Организаторами этого важного ежегодного мероприятия выступили Благотворительный фонд «Подари планете жизнь» и ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск Байкал

15577

08.10.2024

Байкал под натиском: как Священный мыс Саган-Хушун оказался на грани застройки

Жители Иркутской области всполошились из-за планов по освоению мыса Саган-Хушун на острове Ольхон, что на озере Байкал. Этот природный и археологический памятник имеет огромное культурное значение для коренных народов. Но теперь ему угрожает коммерческая застройка.

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск Байкал

23273

07.10.2024

Окутанный тайнами: куда уходят средства «Заповедного Прибайкалья»?

Байкал и окружающие его девственные ландшафты Прибайкалья — настоящее чудо природы, охраняемое государством. Один из ключевых защитников этой хрупкой экосистемы — национальный парк «Заповедное Прибайкалье».

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесОбществоИркутск Байкал

19858

27.09.2024

Российские ученые обратились к Володину с просьбой остановить «антиэкологичные» поправки к закону о Байкале

Ведущие российские ученые и общественные деятели выступили с обращением к председателю Госдумы Вячеславу Володину, призывая не принимать законопроект, который, по их мнению, существенно ослабляет охрану уникального природного объекта — озера Байкал. Автор: Алёна Штерн Фото из альбома "Байкал.

Анна Моль

ЭкологияПолитикаИркутск Байкал

19352

20.09.2024

Лица Сибири

Торопов Михаил

Корняков Михаил

Мингалеев Фарит

Михельсон Анастасия

Григорьева Марина

Панченко Сергей

Виниченко Николай

Будаев Зоригто

Жилкин Олег

Павлюк Леонид