Ирина Алексеева

© Копейка

ЭкологияБайкал

6532

16.05.2007, 14:57

Поперек Байкала

Директор Института географии СО РАН Александр Антипов о создании особой экономической зоны в Листвянке.

«Ничто не должно угрожать Байкалу», — сказал в разгар прошлогодней битвы против нефтяной трубы на Байкальском побережье президент России Владимир Путин. Новый 2007 год начался с еще одного знакового события — постановления правительства о создании на Байкале особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. ОЭЗ и проект строительства в поселке Листвянка так называемого Байкал-сити находятся сегодня в центре внимания жителей Прибайкалья. «Копейка» продолжает обсуждение больших московских инициатив. Наш собеседник — директор Института географии СО РАН Александр Антипов.

— Особая экономическая зона на Байкале уже реальность. Поселок Листвянка и падь Крестовая, похоже, единственные территории, где будут воплощаться туристско-рекреационные инновации. Ваша оценка этих событий?

— Все созданные рекреационные зоны — Иркутская, Бурятская, Калининградская и другие — находятся на территориях высокой природной значимости и уже существующих больших антропогенных (хозяйственных) нагрузок. Я уже не раз об этом говорил.

Листвянка — любимое место отдыха иркутян. Ехать им больше пока некуда, направление Голоустного не готово для большого потока отдыхающих, словом, все едут в Листвянку. Территория поселка уже перегружена без всяких зон. В качестве примера можно взять проведение какого-нибудь празднества: разместить технику, людей, машины там невозможно.

Мы проводили замеры и знаем, что под так называемый Байкал-сити собираются занять падь Крестовую выше Листвянки и частично поселковую территорию. Выше Листвянки территория подболочена — высокая увлажненность, там нужны серьезные мелиоративные действия. Необходимо учитывать также, что падь Крестовая находится под серьезным правовым отягощением по экологическим параметрам: это и водоохранная зона, и зона мирового наследия, и частично национальный парк. На этом правовом фоне возникнут определенные коллизии.

Дорога в Листвянку, как известно, двухполосная и очень сложная — перепады высоты, рельефы, повороты. Туда пойдет большой поток машин, и тогда это будет трасса смерти. Нужно строить новую, с учетом того, что машинам надо где-то парковаться. Это пока не продумано.

Еще проблема. На берегу Байкала сейчас осталась узкая полоска дороги, идет ее активный подмыв водой. Фактически требуются колоссальные берегоукрепляющие работы. Для нормального контакта отдыхающих в ОЭЗ с Байкалом необходимо расширить эту территорию, сделать специальную стенку (так называемую барму), куда включить и очистные сооружения. Все это окультуривается и создается специальная зона, где можно разместить большие объекты. Насколько мне известно, этого в проектах тоже нет.

Моя точка зрения такая: надо провести детальную планировку этой территории. Но авторы проекта почему-то не обращаются к профессионалам. У нас гигантский опыт работы с немецкими специалистами, которые сделали «турецкое чудо», другие крупные проекты. Недавно сюда приезжала заместитель министра из Германии госпожа Клюк. На встрече с губернатором она подтвердила: немцы готовы все посмотреть и сделать грамотную планировку территории ОЭЗ, но это почему-то никому не нужно. В лучшем случае будет сделан план развития Листвянки Гражданпроектом. Непонятно только, на чем он будет базироваться, так как экологической составляющей в этих проектах нет.

— В чем опасность такой ситуации?

— Их несколько. Прежде всего — экологическая. Большое количество туристов — это большая нагрузка на уникальные байкальские ландшафты. Люди не будут сидеть в гостиницах, они все равно пойдут по лесу, по горам, будут жечь костры и так далее. Любая перегрузка ведет к деградации ландшафтов. Прибайкальские ландшафты высокоценные — следовательно, они высокоранимые.

Вырастет поток машин. Никакие европейские нормы нашим машинам не свойственны, следовательно, загазованность в пади Крестовой будет очень высокой. Это вызовет и изменение климата, и другие негативные последствия.

— Как совместить интересы иркутян, которые привыкли отдыхать в поселке Листвянка на берегу Байкала, местных жителей и большого туристического бизнеса?

— Во всем мире развитие туризма приносит колоссальную прибыль, это очень высокодоходный бизнес. Но если все будет организовано с точки зрения нового русского псевдокапитализма, то вполне реально, что часть местных жителей может быть вытеснена, в том числе и со своих участков. Правдами и неправдами будут скупаться земли: способы найдутся, потому что ОЭЗ — слишком серьезные деньги, а где деньги, там напряженность и большие проблемы.

Еще раз повторю: нужен высокопрофессиональный план, который должен пройти все экспертизы. Кстати, для ОЭЗ, несмотря на изменения в Градостроительном кодексе, экологическая экспертиза должна проводиться на всех этапах по закону: на стадиях обоснования инвестиций, ТЭО и технической документации с соответствующими общественными слушаниями и других.

Антиреклама в отношении байкальского туризма вполне возможна

— Как соотносятся интересы туризма на Байкале и местного промышленного комплекса? Таких советских монстров, например, как АНХК и БЦБК?

— Это резко снижает привлекательность туристического имиджа любых объектов, находящихся на Байкале. БЦБК, например, будет дымить еще год-полтора, там серьезные проблемы с очистными сооружениями в Байкальске, о чем я, кстати, говорил недавно на Совете безопасности. Поэтому здесь есть серьезные отягощающие проблемы.

В мире туристического бизнеса идет серьезная драка за турпотоки и турпродукты. В отношении ОЭЗ на Байкале могут быть включены антирекламные шаги. Людям будут говорить: «Куда вы едете? Там ядерный центр, там целлюлозный комбинат, там умирающая природа». Ни один цивилизованный турист при такой антирекламе на Байкал не поедет.

Все знают, что основное загрязнение Байкала идет со стороны того же Ангарска, с местных ТЭЦ и так далее. На акваторию озера попадает сегодня до 8 тысяч тонн загрязняющих веществ. Если появятся радионуклиды, их тоже унесет на акваторию и мы получим серьезные проблемы. Надеюсь все же, что этот прогноз не сбудется. Но антирекламные ходы в отношении туризма на Байкале вполне реальны.

Хотя есть пример Германии, Франции, которые прекрасно работают с турпотоками, имея на своей территории много атомных станций. Там никто от этого в обморок не падает. Ядерная энергетика не отменяет перемещения людей, здесь проблема в другом плане.

Как соотнести Байкал и наш русский менталитет? Мы отличаемся от цивилизованных стран тем, что при выполнении работ практически всегда нарушаем даже техническую регламентацию. На заводе, где собираются строить международный ядерный центр, не все благополучно с хранением отходов даже сейчас, этот вопрос будет поднят на очень высоком уровне.

— Как видится вам политика руководимого вами института в связи с созданием ОЭЗ на Байкале?

— Не могу ничего сказать по существу, так как пока у нас нет всей информации по этому вопросу. Наш институт академический, и, чтобы прогнозировать дальнейшие шаги, нужна информация в полном объеме. Хотя это и не исключает вышесказанного о возможности техногенной аварии на Байкале и предполагаемой антирекламе объектов рекреации.

Во всем мире по Байкалу судят о нашей государственной природоохранной политике. Как мы ведем себя по отношению к этому уникальному объекту?

За рубежом говорят так: если вы даже на Байкале, который является мировым достоянием, проводите не совсем экологическую политику, то что говорить о других объектах, которые у вас имеются? Байкал — лакмусовая бумажка нашей природоохранной деятельности. Не зря этот вопрос был вынесен на недавний Совет безопасности, где мне довелось выступать с докладом.

— Защищен ли у нас Байкал законодательно?

— Принятый Закон о Байкале — рамочная конструкция. Чтобы запустить его, нужны не менее 25 подзаконных актов и политика прямого действия. Зная ситуацию с Байкалом, ЮНЕСКО давно ставит вопрос об изменении его статуса со «всемирного наследия» на «всемирное наследие под угрозой». Мировое сообщество пристально наблюдает за нашей деятельностью у Священного озера, Байкал — слишком великая ценность, чтобы позволить российским чиновникам безжалостно использовать его уникальные ресурсы в корыстных целях.

Ирина Алексеева

© Копейка

ЭкологияБайкал

6532

16.05.2007, 14:57

URL: https://babr24.news/baik/?ADE=37793

bytes: 8272 / 8223

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Ирина Алексеева.

Другие статьи в рубрике "Экология" (Байкал)

Заповедный Байкал: итоги викторины Бабра

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Байкала – это уникальное наследие, которое сохраняет исконный облик удивительных земель, служащих местом обитания редких представителей флоры и фауны. Телеграм-канал «Бурятия. Бабр.

Есения Линней

ЭкологияНаука и технологииБурятия Байкал Иркутск

922

24.11.2024

Промышленный вылов омуля: есть ли будущее у Байкала?

Снова разговоры о промышленном вылове омуля. Чиновники заявляют, что перспективы хорошие, осталось только организовать рыбопромысловые участки. Но, честно говоря, это звучит как издевательство. Омуль, главная рыба Байкала, и так на грани выживания.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Бурятия Байкал

6887

18.11.2024

Ущерб природе Саган-Хушуна: «Заповедное Прибайкалье» продолжает игнорировать экологию

На Ольхоне разгорелся конфликт вокруг строительства подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Этот священный для местных жителей объект оказался в центре противостояния между защитниками природы и культурного наследия и инициаторами проекта.

Анна Моль

ЭкологияТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

16987

13.11.2024

Росатом и БЦБК: когда освоение бюджета важнее экологии

Байкальск когда-то символизировал торжество промышленного прогресса над природными ограничениями. Но сегодня он – яркий пример того, как попытка извлечь выгоду любой ценой может обернуться экологической и социальной катастрофой.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

8548

12.11.2024

Свалка на берегу Байкала: провальная рекультивация. Фоторепортаж Бабра

В Центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкала, буквально в паре километрах от озера, на протяжении нескольких лет разрасталась свалка бытовых и промышленных отходов. Объем свалки оценивается в 40 тысяч кубометров, а ее площадь составляет пять гектаров.

Екатерина Вильмс

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаБурятия Байкал

9979

31.10.2024

Хамбо лама против псевдоучёного: борьба за Байкал продолжается

Академик РАН Арнольд Тулохонов, известный в Бурятии как предатель интересов Байкала, завёл одну и ту же шарманку, пытаясь продавить правки в закон об озере. В своём новом интервью он вновь озвучил негативные последствия непринятия изменений в ФЗ.

Есения Линней

ЭкологияПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Байкал

15813

25.10.2024

Год Байкала: слова или дела? Проблемы экологии

Иркутская область на слуху не только благодаря своей живописной природе, но и тому, что Байкал продолжает оставаться под угрозой экологической катастрофы.

Анна Моль

ЭкологияТуризмПолитикаИркутск Байкал

12167

24.10.2024

Саган-Хушун: как местные жители остановили угрозу для святых мест

На Ольхоне развернулась напряженная ситуация вокруг стройки подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Это место считается священным для местных народов, а его история обогащена тысячелетиями традиций и верований.

Анна Моль

ЭкологияКультураИркутск Байкал

19036

21.10.2024

«Мусорное пятно» Байкала: как микропластик угрожает жемчужине России

В последние годы ученые фиксируют тревожные данные о загрязнении Байкала микропластиком.

Анна Моль

ЭкологияИркутск Байкал

16504

09.10.2024

«Ольхон-2024»: международный лесовосстановительный форум на острове Байкала

В самом сердце озера Байкал, на острове Ольхон, с 17 по 22 сентября 2024 года прошел 11-й Международный лесовосстановительный форум «Ольхон-2024». Организаторами этого важного ежегодного мероприятия выступили Благотворительный фонд «Подари планете жизнь» и ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск Байкал

15843

08.10.2024

Байкал под натиском: как Священный мыс Саган-Хушун оказался на грани застройки

Жители Иркутской области всполошились из-за планов по освоению мыса Саган-Хушун на острове Ольхон, что на озере Байкал. Этот природный и археологический памятник имеет огромное культурное значение для коренных народов. Но теперь ему угрожает коммерческая застройка.

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск Байкал

23576

07.10.2024

Окутанный тайнами: куда уходят средства «Заповедного Прибайкалья»?

Байкал и окружающие его девственные ландшафты Прибайкалья — настоящее чудо природы, охраняемое государством. Один из ключевых защитников этой хрупкой экосистемы — национальный парк «Заповедное Прибайкалье».

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесОбществоИркутск Байкал

20126

27.09.2024

Лица Сибири

Аминов Ринат

Степанов Юрий

Милостных Игорь

Шавенкова Людмила

Микова Татьяна

Мандельбаум Марк

Масленникова Анна

Еловский Дмитрий

Чуловский Сергей

Мякина Анастасия