Лекарство от старости
Уникальный кустарник, прямой потомок реликтового дерева гингко, нашли в Московской области ученые Института физиологически активных веществ РАН в подмосковной Черноголовке. Вытяжки из его листьев заметно приостанавливают процессы старения в человеческом организме.
- Вообще-то мы искали совсем другое, - говорит руководитель работы, директор института академик Николай Зефиров. - Мы искали растение, содержащее таксол - замечательный противораковый препарат, очень эффективный и безумно дорогой. Содержится он в некоторых видах тиса, и в наших ботанических садах отдельные экземпляры этих деревьев есть, но вот в дикой природе... Я посылал экспедиции во многие регионы страны, мы протестировали огромное количество растений - безрезультатно. И вдруг буквально под боком, в Подмосковье, обнаруживаем кустарник, в листьях которого имеются вещества, используемые в фармакологии для получения другого очень эффективного и дорогого лекарства - от старости. А содержатся эти вещества только в одном растении - древнейшем листопадном дереве планеты гингко.
При упоминании этого легендарного дерева ни один ботаник не остается равнодушным. Еще бы, расцвет гингковых пришелся на мезозой, когда по планете разгуливали динозавры, продираясь сквозь заросли саговников, секвойядендронов и араукарий. В отличие от них, вечно покрытых иголками, гингко уже заимели листья и научились их сбрасывать в холодное время, но еще не научились цвести. До наших дней сохранился только один вид этого дерева, да и тот уже "окультуренный", а каким он был в мезозое, неизвестно. Сейчас его выращивают как декоративное растение по всей Европе. Много лет назад автор этих строк видел гингко в Крыму, в Никитском ботаническом саду. Там это был единственный экземпляр, и его берегли как величайшую ценность, окружив заборчиком, за который запрещалось заходить.
Но и в нынешнем виде мезозойский реликт, точнее экстракт из его листьев, славится своей биологической активностью. Препараты из него восстанавливают память человека, снимают стресс, останавливают или по крайней мере замедляют деградацию клеток мозга. Короче говоря, замедляют процессы, приводящие к старости. Причем делают это мягко, без всяких побочных последствий. А главное, они облегчают участь людей, страдающих болезнями Альцгеймера и Паркинсона, все возрастающее количество которых на планете уже сильно беспокоит ученых. Можно представить, какой лечебной эффективностью обладал бы экстракт дикого гингко, сохранившего свою первобытную силу. Ведь геологические эпохи назад условия на Земле были куда как суровее. И чтобы прижиться в почве, имеющей совсем другой химсостав, еще не приобретшей всего богатого спектра микроэлементов, пустить корни, отстоять свою нишу от конкурентов, требовалась огромная жизненная сила, которую "окультуренное" живущее в тепличных условиях современное гингко значительно растеряло.
И вдруг неожиданная находка: растущий в Подмосковье всем известный кустарник оказался прямым потомком древнего реликта, сохранивший если не всю его первобытную силу, то по крайней мере значительную его часть. Куда большую, чем у "окультуренных" потомков. Впрочем, точную величину ее еще предстоит выяснить.
По словам моего собеседника, это растение широко распространено в центральной части России. К сожалению, ученый отказался привести его название - это помешало бы институту патентовать приготовленные из него препараты. Однако уже предварительные анализы неопровержимо доказывают, что по своей биологической активности экстракты из него по крайней мере не уступают тем, что фармакологи делают из листьев современного гингко. А вполне возможно, значительно превышают их. И, организовав собственное производство, отечественная фармацевтика избавит нашу страну от необходимости закупать их за рубежом за бешеные деньги.
Так что ученые из Черноголовки с полным основанием утверждают, что в недалеком будущем в их руках окажется новый "звездный" препарат, помогающий людям значительно улучшить качество жизни, отсрочив наступление старости со всей ее свитой недугов.