ВИЧ-инфицированные в колониях. Их количество неизвестно даже приблизительно
Иркутская область сохраняет одно из лидирующих мест в России по числу ВИЧ-инфицированных. Значительное количество таких людей попадают в поле зрения специалистов регионального управления федеральной службы исполнения наказания. В учреждениях этого ведомства к концу прошлого года состояли на учете почти три тысячи человек.
Врачи в белых халатах, процедурный, хирургический кабинеты - все, как в обычной больнице. Вот только пациенты находятся за мощными железными дверями. Это больница иркутского следственного изолятора. Каждый день первичный осмотр здесь проходят не меньше 10 вновь прибывших. Тест на ВИЧ-инфекцию обязателен. Знать, кто носит в себе вирус, необходимо и для назначения лечения, и чтобы, попадая в коллектив заключенных, человек не заразил своих сокамерников. По закону обязательному обследованию в следственном изоляторе подлежит только группа риска. Это наркоманы, бездомные, безработные. Именно в местах лишения свободы и собирается весь этот асоциальный экстракт, как выражается начальник больницы Максим Гафаров. "Асоциальные люди рано или поздно идут на преступление. И если взять процентное соотношение, то 90 процентов приходят из группы риска. Соответственно, мы вынуждены обследовать всех", - говорит Максим Гафаров.
Пенитенциарная система отражает процессы, которые проходят в обществе. Если Иркутская область - лидер по числу ВИЧ-инфицированных, то и в среде заключенных ситуация такая же. Количество положительных реакций постоянно увеличивается. На данный момент из 1700 находящихся в СИЗО человек заражены 250. Взятую в изоляторе кровь отправляют в областной Центр-СПИД. Отказа нет, принимают любое количество. Пока человек не осужден, он имеет право на бесплатное обследование. А вот после приговора другое дело. Уходя в исправительную колонию, осужденный переходит в федеральное подчинение, а значит, и обследовать его должны на федеральные деньги. "Областной Центр-СПИД - это муниципальная структура, областная, а мы федералы. И мы должны жить на федеральное финансирование. Федеральный и муниципальный бюджет - это вещи разные", - отмечает Андрей Лемешевский, начальник медицинской службы ГУ ФСИН по Иркутской области.
А вот федеральных средств как раз и не хватает. Выделяется меньше половины от необходимого. Потому и исследования на ВИЧ у заключенных, отбывающих наказание в исправительных колониях, практически не делают. Пример: 6 лет назад количество обследованных составляло больше 42-х тысяч - это спецконтингент СИЗО и колоний. В 2006 году кровь на анализ взяли только у 14-ти тысяч человек. "Осужденные - такие же люди, и они имеют право на оказание медицинской помощи. Человек должен прийти в санчасть и сказать: "Я хочу обследоваться на ВИЧ-инфекцию, предоставьте мне эту возможность". Должно быть так", - сказал Андрей Лемешевский.
Но до этого пока далеко. Первое, что нужно сегодня системе исполнения наказаний, - это свои лаборатории. Одну хотят открыть в Иркутске на базе СИЗО. Вторую в 27-й колонии поселка Вихоревка. Стоимость каждой около 400 тысяч рублей. Иркутская область наряду с еще девятью регионами входит в федеральную программу борьбы с социально значимыми болезнями. Потому и надежда на финансирование есть. А пока количество носителей вируса иммунодефицита, находящихся в местах заключения, неизвестно даже приблизительно. За год через иркутский СИЗО проходит больше 60 тысяч человек. И большинство по выходу остаются здесь же, в Приангарье.