ТЭЦ-3 в Монголии: пожар заставил чиновников шевелиться
17 июля 2025 года премьер-министр Монголии Гомбожавын Занданшатар посетил ТЭЦ-3 – одну из ключевых теплоэлектростанций Улан-Батора. Повод оказался не самым радостным: в июне на станции произошёл пожар, выведший из строя девятый турбогенератор. Чиновникам отчитались о дальнейших планах модернизации объекта. Однако раньше об этом никто не задумывался, хотя ещё до аварии было понятно: ТЭЦ работает на износ.
2 июня 2025 года авария на ТЭЦ-3 парализовала работу одного из турбогенераторов мощностью 50 МВт. Сама авария – далеко не случайность. Износ оборудования на станции давно превышает допустимые пределы. По данным энергетиков, большая часть турбин и котлов давно устарела (ТЭЦ, на минуточку, была запущена в 1968 году). А девятый турбогенератор, выведенный из строя, до последнего работал на пределе. Ни о каком системном ремонте до пожара речи, конечно же, не шло. Кого именно уволят после инцидента – технических специалистов или лишних чиновников, – не уточняется.
Только спустя полтора месяца после пожара глава правительства решил посетить объект, вместе с ним на месте побывали министр энергетики Баттогтохын Чойжилсурэн и правительственный уполномоченный Нансалын Тавинбэх. Чиновникам пообещали, что повреждённый производственный корпус будет снесён и заново отстроен уже к ноябрю текущего года.
Девятый и седьмой турбогенераторы планируют модернизировать к зиме 2025-2026 годов. Начались переговоры и о закупке нового турбогенератора в Китае, правда, подрядчик пока не определён. Параллельно в рамках межправительственного соглашения Монголия с Россией к 2028 году планирует нарастить мощность одной из станций среднего давления с 48 до 250 МВт, что можно расценить как ещё одну попытку вдолгую решить накопившиеся проблемы.
Сейчас эти грандиозные планы относительно ТЭЦ, развешанные на уши правительству, выглядят не очень правдоподобными. Снести, отстроить, перенастроить систему и найти подрядчика – серьёзное дело и далеко не быстрое. Непонятно, как это планируют завершить меньше чем через полгода. А план по заказу китайского турбогенератора в очередной раз доказал, что у Монголии нет ни производственных мощностей, ни запаса оборудования.
Энергосектор Монголии тем временем хронически устаревший и централизованный. Около 80 % всей электроэнергии производится на угольных ТЭЦ, большая часть которых построена в советское время. Зимой 2023-2024 года столица Улан-Батор уже сталкивалась с перебоями в теплоснабжении. Тогда проблему решили «в ручном режиме». Но пожары, как на ТЭЦ-3, показывают, что такое управление исчерпало себя.
Кстати, ни в визите, ни в публичных заявлениях премьера речи о модернизации с точки зрения экологии, к сожалению, не идёт. В то время как выбросы ТЭЦ становятся одной из главных причин «чёрного неба» в столице, особенно зимой.
На фоне ТЭЦ-3 также не первый год обсуждается проект строительства ТЭЦ-5 – новой станции, которая должна стать технологически современным и экологически приемлемым решением. По плану, она могла бы разгрузить перегретую энергосистему Улан-Батора. Но пока проект топчется на месте: идут переговоры, подписываются меморандумы, ищутся инвесторы. Всё это длится с 2011 года. Между тем нагрузка на город растёт, застройка продолжается, а энергетическая основа деградирует.
Ранее на тему:
• Большая стройка на углях: в Монголии появится ТЭЦ-5 за 658 миллионов долларов
• Энергетика Монголии: электро- и теплоэнергетика страны. Разбор Бабра