Усть-Баргузинская свалка: о неоднозначном деле против экс-министра экологии Бурятии
История рекультивации свалки в Усть-Баргузине продолжает обрастать скандалами. Спустя год после ухода Сергея Матвеева с поста министра экологии Бурятии экс-чиновник может оказаться на скамье подсудимых. Но все ли в этом деле так гладко?
4 октября пресс-служба следкома Бурятии сообщила, что бывший министр природных ресурсов и экологии региона Сергей Матвеев обвиняется в незаконном заключении контрактов для проведения экологической экспертизы. И в необоснованном подписании договора с ИП Тонконоговым.
Это уже не первый раз, когда на Матвеева пытаются скинуть косяки, связанные с утилизацией многострадальной свалки. В октябре 2022 года чиновника также обвинили в том, что он провел экспертизу незаконно, и более того – назначил ответственным аффилированное лицо.
Тогда сам Сергей Матвеев в свое оправдание сказал: «По сути претензия была в том, что министерство якобы незаконно заключило контракты на проведение экспертизы. При этом соглашение было вынужденной мерой, так как подрядчик [Денис Тонконогов] уклонялся от некоторых предусмотренных контрактом действий, которые не позволяли объективно оценить объем выполненной работы». По словам экс-министра, подобные контракты в министерстве заключаются нередко, это предусмотрено законодательством.
К слову о самом Денисе Тонконогове. Его фамилия уже давно известна республиканским правоохранителям, так как подрядчика неоднократно ловили на нелегальной ликвидации отходов и грубых нарушениях при исполнении контрактов, среди которых есть и незаконное освоение федеральных средств.
Очерненная репутация подрядчика как раз таки стала причиной, по которой Матвеев решил включить маркшейдерские работы на каждом этапе исполнения контракта. К ним относится установка весов и видеокамер, введение системы наблюдения ГЛОНАСС на грузовики, ее интеграция с весами, ведение электронных журналов, передачу информации заказчику онлайн и тому подобное. До этого проект и техническое задание практически не предусматривали средств объективного контроля.
Такое решение министерства встретило недовольство подрядчика и непонимание подчиненных, в особенности заместителя Тонконогова. И вполне ожидаемо, ведь после запуска маркшейдерских работ было обнаружено множество махинаций в ходе рекультивации свалки.
Подробно ознакомиться с расследованием можно в предыдущем материале Бабра:
Также своевременное введение контроля на каждом этапе контракта помогли равномерно распределить федеральные деньги по годам и значительно сэкономить средства. К слову, тогда еще замминистра Наталья Тумуреева необоснованно просила на ликвидацию свалки еще 200 миллионов, в которых в конечном итоге не было никакой необходимости.
На чьей стороне в итоге окажется суд, вопрос спорный. Однако учитывая вышеперечисленные и другие нюансы, однозначно судить о целесообразности и законности заключения договоренностей между Матвеевым и Тонконоговым не следует. Особенно стоит отметить, что сейчас во главе Минприроды сидит главный враг экс-министра – Наталья Тумуреева, которая может от лица министерства только усугубить и без того незавидное положение бывшего чиновника.
Бабр продолжит следить за развитием событий.