Какая будет судьба у Дубайского сеттльмента?
Тема про Дубай возникла в школе, во время упражнения на рассуждение, которое я задаю своим ученикам для развития мышления и навыков выступления. Одна из учениц выступила с весьма развернутыми тезисами о том, что она хочет жить в Дубае. Ее позиция была хорошо продумана и аргументирована. Мнение учеников я не оспариваю и не затрагиваю их право на собственное мнение. Но в качестве своего рода ответа я рассказал вкратце историю Шанхайского сеттльмента.
Эта тема меня не отпускала и я решил посвятить ей несколько больше внимания. Среди наших сограждан, ориентирующихся по старой памяти на «открытый мир», Дубай действительно популярен в качестве своего рода убежища, роскошного и комфортабельного, космополитичного и с весьма свободными нравами. Немало людей с деньгами, не только из России, устремилось в Дубай. О вкусах не спорят, но на мой взгляд эти люди плоховато знают историю и мало уделяют внимания международному положению — любимому предмету советской политинформации. Потому что можно попасть в ситуацию.
Иностранный сеттльмент в Шанхае до конца 1930-х годов был местом, живо напоминающим нынешний Дубай. Мощный финансовый, промышленный и предпринимательский центр, охранявшийся мощью крупнейших государств: Великобритании, Франции и США. Предельно европеизированный город, окруженный промышленными районами с фабриками европейских и американских фирм, на которых работали китайские рабочие. На реке Хуанпу, одном из рукавов устья Янцзы стоял на якоре военный флотм многих держав. Сам город управлялся советом, которым руководили британцы. В нем были в основном европейцы, хотя с 1928 года стали избирать и наиболее богатых китайцев, живших в сеттльменте. Консульства европейских держав, представительства крупнейших банков — полный комплект европейского могущества. Шанхайский сеттльмент к началу войны существовал 78 лет, гораздо дольше, чем нынешний Дубай. Казалось, что этот «азиатский Париж» ничто не может поколебать.
Но в начале 1930-х годов началась война. В 1931 году японцы вторглись в Маньчжурию, а в январе-марте 1932 года произошли первые сражения между китайцами и японцами в Шанхае. В августе 1937 года началось второе сражение за Шанхай. Это была крайне ожесточенная битва в сталинградском стиле за каждый дом, которая в ноябре 1937 года кончилась поражением и отступлением китайских войск. Сеттльмент оказался окружен войной, схватки между японскими и китайскими солдатами часто проходили на границах сеттльмента. В городе шли тяжелые бои с примением танков с обоих сторон, артиллерии и авиации. 14 августа 1937 года китайские ВВС попытались потопить японский крейсер «Идзумо», стоявший на реке Хуанпу, но часть бомб попала в сеттльмент, вызвав многочисленные жертвы. Один раз японцы применяли в боях химическое оружие. Наконец, в конце октября 1937 года произошла битва за склад Сыхан, расположенный напротив сеттльмента, в конце которой китайские солдаты отступили через мост на территори сеттльмента и были интернированы.
В общем, зрелище было более чем впечатляющее и очень угрожающее. Японские войска, после победы над китайцами, окружили сеттльмент. 8 декабря 1941 года, после нападения на Перл-Харбор, японские солдаты вступили на его территорию. Немногочисленные британские и американские солдаты сдались без боя. Японцы сместили высших руководителей муниципального совета и установили оккупационный режим. В городе осталось около 10 тысяч иностранцев, а также русских и бежавших в Шанхай евреев. Все иностранцы, в частности, обязаны были носить нарукавнеы повязки, чтобы отличаться от китайцев и не попасть в руки японской военной полиции «Кемпей». В ноябре 1942 года японцы схватили 350 иностранцев и перевезли их в концлагерь. Затем, в январе-июле 1943 года остальные 7600 иностранцев были заключены в семь концлагерей в окрестностях Шанхая. Их плохо кормили и били. До освобождения в августе 1945 года дожило немногим более 6000 жителей сеттльмента.
Жить в чужой стране иностранцем вообще есть занятие с повышенным риском, а в воюющем регионе так в особенности. Жители Шанхайского сеттльмента были уверены, что с ними ничего не будет, но просчитались. Так вот, подобная же история может произойти и с Дубаем.
На Ближнем Востоке явно назревает серьезный внутренний конфликт между Ираном и арабскими странами, в первую очередь с Саудовской Аравией. Иран становится мощной региональной державой, опирающейся на свой растущий промышленный и военный потенциал, в частности ракетный и в перспективе ядерный. Иран несомненно бросит вызов арабским государствам. Собственно, столкновение уже началось во время гражданской войны в Йемене, в котором хуситы — шиитское и поддерживаемое Ираном движение — которые в 2014 году свергли правительство. В марте 2015 года коалиция стран во главе с Саудовской Аравией начала военное вторжение в Йемен. Коалиции удалось разбомбить Йемен, но, судя по всему, конфликт не исчерпался. В 2019-2021 годах был также кризис в Персидском заливе и боевые действия в Ираке. Сейчас Иран и Саудовская Аравия ведут переговоры и даже восстановили дипломатические отношения, но они больше похожи на перемирие перед новой схваткой. У Ирана есть союзные военные движения в Сирии, Ираке, и даже в Бахрейне. И у Саудовской Аравии тоже есть много подобных союзников в разных странах региона. Иран стоит на пороге приобретения ядерного оружия, да и Саудовская Аравия тоже появляет интерес к его обладанию.
В общем, несмотря на временную разрядку, ситуация в регионе остается напряженной с потенциалом развития конфликта. Если вспыхнет крупномасштабный конфликт, да еще и ядерный, то Дубаю в этой ситуации не позавидуешь, как и его нынешним иностранным обитателям.