Артур Скальский

© Номер один

ОбществоМир

3480

21.05.2002, 00:00

Деревня Боровое превратилась в Хатынь

Люди выбегали на поле за поселением и, вцепившись друг в друга, наблюдали, как полыхают их дома

Лесной пожар перекинулся на деревню Боровое вечером 15 мая. Порывы штормового ветра силой 25-30 метров в секунду усиливали пламя, и в течение очень короткого времени большая часть деревни была охвачена огнем. Из 76 домов осталось только 28. Кроме жилых домов сгорели магазин, гараж сельскохозяйственного акционерного общества "Березовское". Из 222 жителей деревни никто не пострадал от огня. Срочно прибывшим сюда медицинским работникам оставалось только помогать людям отойти от стресса.

Горели поросята, плакали бабы

На глинистом полотне дороги лентами тянутся следы машин. В иное время тут, верно, за месяц проезжало меньше транспорта, чем за один сегодняшний день. 48 километров отделяют Боровое от Куйтуна, районного центра, значит, ровно столько же от деревни до ближайшей пожарной части, а связи с райцентром никакой.

Хвойный лес со светлыми вкраплениями молодой, народившейся этой весной зелени сменяют редкие черные палки, выжженная трава и ощущение кладбищенской тишины. Синяя новенькая табличка "Боровое" - несколько метров и... Запах гари, чернота, закопченные печи уходят трубами в нависшую поволоку дыма. Печи, печи - чередой по обе стороны дороги, уцелевшие железные койки, кучи тлеющих вещей.

Как на кладбище у могилок близких, бродят люди на пепелищах своих домов. Уже без слез, смирившись с потерей. На капоте машины (за кем-то приехали родственники) устроен братский обед - соленые огурцы, колбаса, хлеб.

- Вечером, часов в семь, миленькая, ураган начался, - сдерживая слезы, рассказывает старушка. - К нам в деревню с леса огонь и принесло. Благо, светло еще было, люди в основном-то на улице, скот с пастбища пригоняли. А то люди бы не спаслись. Моментально ведь пожар с одного дома на другой перебрасывался. Минуты, кажется, прошли.

Баба Рая замолкает и утирает лицо платком.

- Документы, вещи какие-нибудь вынести удалось?

- Кого там! Некоторые пытались, а что толку. Пока тащат вещь, она уже гореть начинает! Поросята как в стайках были, так и сгорели заживо. Благо, коровы паслись, живы кормилицы.

- Поначалу тушить пытались, - продолжает мужчина. - Одно ведро притащишь, другое, а огонь уже соседний дом поедает.

- Где люди спасались?

- Выбежали все во-он на то поле, - женщина протягивает руку в сторону, где за пепелищем желтеет прошлогодняя трава. - Все щелкает, шифер летит, дым, головешки... Плакали бабы, глядя, как избы ихние горят. К ночи автобусы подошли. Там и ночевали... Куда мы теперь. Наобещать - наобещают, а дальше что?!

Мужики деревенские бодрятся. Разгребает один ногой головешки, руки в карманах, глаза - в землю, горько ухмыляется:

- Нам бы сюда сахару да дрожжей... Жить можно.

У мотоцикла стоят две женщины, молча смотрят на то, что осталось от деревни.

- Местные? - спрашиваю.

- Нет, из соседнего села. За родственниками приехали. К себе их пока поселим. Что поделаешь: беда на всех одна.

На пепелище варят чай

Разбрелись поодиночке люди. Каждый как потерянный ходит по пепелищу, где несколько часов назад его дом стоял. Кто печь подбелить собирался, кто крышу чинить, кто забор ставить.

Вот вдребезги разбитая посуда. На зеленом осколке - цветок. Обломился кусок, как картинка. Вот тлеют мешки с картошкой. До последнего, видимо, хозяева пытались спасти прошлогодний урожай - семена на год нынешний. Но так и не успели на улицу вынести, бросили составленные кули рядом с погребом.

Печи близко так стоят, что кажется: верно, в одном доме по нескольку было. Но нет. Между ними остатки забора, соседские, значит. Железная койка с панцирной сеткой стоит напротив печи - обстановка в комнате угадывается. Под ногами скрипит стекло, ломается шифер.

На одном из участков ходят несколько человек - хозяева сгоревшего дома. Сковородку в руинах ищут, разогреть чего-нибудь пригодится. У другого очага, превратившегося из домашнего в огненный, собрались родственники. Смастерили таган. Кипит вода в котелке, чай крепкий заваривают.

Сараи, в которых у местных жителей стояла техника, сгорели дотла, да и сами машины, мотоциклы похожи на железные скелеты: стекла разлетелись, обшивка сгорела, резина расплавилась.

Там, где были стайки, - обугленные тушки поросят. Даже те, что выбежать успели, прячась от огня, сгорели где-нибудь в закутке.

Погорельцев приютили родственники, соседи, пионерский лагерь

- Слышь, - обращается парень лет шестнадцати к приятелю. - Можно мы с матерью у тебя сегодня заночуем?

- У меня уже несколько человек на ночлег остаются. Извиняй.

Часть погорельцев уже забрали родственники: кого в Куйтун, кого в другие деревни. Иных размещают у себя соседи. Для остальных еще с утра стоят автобусы следованием Боровое - Кундуй. Там, в пионерском лагере, будет временное пристанище погорельцев. Но уезжать люди не торопятся.

- На кого же мы скотину оставим. Еще не все нашли своих коров. Они же как бешеные, завидев огонь, разбежались по лесу. Тут уже километры обхожены в поисках скотины. А рогатые еще упрямятся, идти не хотят.

Сорок человек готовы ехать. Вещей с собой никаких. Усаживаются в автобус налегке.

- Что в Кундуе ждет? А откуда нам известно. Во всяком случае, тепло, светло и накормят. Нас-то больше волнует, что после будет. Старики ведь в основном в Боровом живут... То есть жили, - осекается собеседник. - У некоторых ни детей, ни родственников. Кому они нужны?

В одном из нетронутых огнем строений устроили столовую для погорельцев. Из Куйтуна привезли продукты, развернули кухню. Тут же базируются дежурные врачи. Из Куйтунской районной больницы направили две сменные бригады.

- Примерно 15-20 пострадавшим мы оказали помощь, - говорит фельдшер Ольга Тирикова. - Но ни ожогов, ни других телесных травм не было. Все, кто обращался, с приступами заболеваний сердечно-сосудистой системы, люди в стрессовом состоянии.

* * *

В деревне Боровое затишье. Люди отходят от шока, прощаются с тем, что осталось от их привычной жизни. Теперь у них нет крыши над головой, нет документов, нет денег, нет хозяйства, нет огорода. "Вчерашнее у нас сгорело, а про завтрашнее и думать боимся".

Артур Скальский

© Номер один

ОбществоМир

3480

21.05.2002, 00:00

URL: https://babr24.news/?ADE=2454

Bytes: 6122 / 6080

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Общество"

Инсайд. Щепотка Томска. Мусор и дураки

Губернатор Владимир Мазур, как говорится, «ходит по очень тонкому льду» – он зачем-то взялся критиковать собственных избирателей. То ли пиарщики его заверили, что немного критики пойдет на пользу, то ли Мазур, предчувствуя скорую отставку, решил резать «правду-матку».

Ярослава Грин

ОбществоПолитикаТомск

2548

15.11.2025

Бюджет Монголии на 2026 год: депутаты одобрили пакет поправок, но указали на системные проблемы

Пленарное заседание Великого государственного хурала, состоявшееся 14 ноября, стало одним из самых показательных с начала осенней сессии. Оно началось с опозданием. Да и присутствовала на нем лишь половина депутатов.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесМонголия

3550

14.11.2025

Новый мэр Красноярска – Одинцов? Итоги опроса Бабра

В конце октября краевой губернатор Михаил Котюков сообщил, что до конца 2025 года у Красноярска может появиться новый глава города. Котюкову предложат несколько кандидатур, из которых он выберет две. А из них уже городской совет изберёт мэра. По крайней мере, о такой схеме заявил сам губернатор.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаКрасноярск

3605

14.11.2025

Блогнот. Крепостные врачи: как новые правила уничтожат российскую медицину

Государственная дума поставила точку в судьбе российского здравоохранения, окончательно превратив его в ведомство по производству «крепостных врачей».

Алексей Аксютенко

ОбществоРасследованияЗдоровьеРоссия Красноярск

4474

14.11.2025

Последняя надежда первой школы

В Слюдянке продолжает разворачиваться драма вокруг строительства школы №1 в микрорайоне Рудоуправление. Ее строительство началось еще в 2019 году, но до сих пор нет ни малейшей надежды на приближение завершения. И совершенно точно сентябрь 2026 года Слюдянка вновь встретит без новой первой школы.

Лилия Войнич

ОбществоСкандалыИркутск

1500

14.11.2025

Инсайд. Реформа МСУ и «перенарезка» судебной карты

Продолжаем наблюдать, как муниципальная реформа неизгладимо улучшает жизнь «на земле». На связи Красноярский край. Там в связи с муниципальной реформой, которая была так нужна местным жителям, так долгожданна, зреет оптимизация системы районных и городских судов региона.

Кирилл Богданович

ОбществоПолитикаКрасноярск

2974

13.11.2025

Монгольская миграция в цифрах: кто приезжает, кто уезжает

Монголия все активнее вовлекается в миграционные процессы. Страна одновременно принимает иностранных работников и теряет собственные трудовые ресурсы.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесМонголия

5764

13.11.2025

Томскнефть: Забота, которая вдохновляет

В 2024 году компания «Томскнефть» ВНК снова подтвердила статус лидера социальной ответственности, завоевав золото и бронзу на престижном конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности».

Александра Рубинштейн

ОбществоЭкономика и бизнесТомск

6489

12.11.2025

Медики выходят на забастовку: в Монголии растет напряжение из-за низких зарплат

В Монголии появились новые поводы для спора о перераспределении государственного бюджета. Депутат ВГХ Б. Жаргалан заявила, что должности участковых старост постепенно утрачивают необходимость.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

3228

12.11.2025

Инсайд. Одинцов предложил изменить Устав Красноярска

Роман Валерьевич внёс в городской совет проект изменений в Устав города. Мы почитали его предложения, там много интересного. Многие поправки вызваны недавней муниципальной реформой. Например, во фразе «глава города Красноярска — высшее выборное должностное лицо» убрано слово «выборное».

Кирилл Богданович

ОбществоОфициозПолитикаКрасноярск

3129

12.11.2025

Инсайд. Минус один депутат в парламенте края

Пока Терехов только обещает, один из депутатов действительно покидает Законодательное собрание. Это единоросс Евгений Петренко. Котюков предложил его в качестве главы свежесозданного Енисейского округа. Депутаты Енисейского окружного совета единогласно поддержали, конечно же.

Кирилл Богданович

ОбществоОфициозПолитикаКрасноярск

3336

11.11.2025

Нам пишут. Баланс развития: традиционное сельское хозяйство и крупные предприятия

Производство молока сокращается в России третий год в крестьянских фермерских хозяйствах, значительное снижение происходит в личных подсобных хозяйствах (по оценкам федеральных экспертов на 580 тысяч тонн).

Валерий Лужный

ОбществоЭкономика и бизнесКрасноярск

3177

11.11.2025

Лица Сибири

Хроменков Святослав

Бердников Дмитрий

Цыренов Баир Цыденович

Никитин Павел

Воробьев Евгений

Веселкова Елена

Ротенфельд Борис

Пензина Елена

Пушкарев Вячеслав

Щербо Валерий