Больной гений или демон, продавший душу сатане?
Длинные черные волосы спутанными локонами падали на плечи и,
словно тёмной рамой, окружали его бледное, мёртвенное лицо,
на котором гений и страдание оставили свой неизгладимый след.
Генрих Гейне
235 лет назад, 27 октября 1782 года, в Генуе, в семье торговца мандолинами Антонио Паганини родился сын Никколо, которому было суждено стать величайшим скрипачом в истории человечества.
Именно неравнодушный к музыке отец первым разглядел в своём сыне незаурядные способности. Под его руководством Никколо уже в пять лет начал играть на мандолине, а затем и на скрипке. В редкие свободные от занятий музыкой минуты он учился читать и писать. Уже в 11 лет сын торговца играл на богослужениях в генуэзских церквях, а в 13 лет впервые выступил с концертом в театре Сант-Агостино.
Затем были проблемы с дальнейшим обучением, поскольку юный виртуоз превосходил в мастерстве всех своих педагогов, увлечение композиторством, концерты по всей Италии, многочисленные заграничные гастроли, неизменно собирающие переполненные залы, и каждодневные упражнения в совершенствовании своей техники, зачастую доводящие одержимого музыканта до полного изнеможения.
Слава Паганини была безгранична, но слабое здоровье не позволило ему долго радовать публику. Последние месяцы жизни истощённый музыкант не выходил из помещения, сил у него хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки. Скончался Никколо Паганини в Ницце 27 мая 1840 года. Долгие годы после смерти некоторые из его произведений считались неисполнимыми.
Главными секретами мастерства Паганини были, безусловно, врождённый талант и необычайная трудоспособность. Впрочем, существует версия, что феноменальный дар был вызван редким заболеванием – синдромом Марфана. Этим же некоторые исследователи объясняют и пресловутую «мефистофельскую» внешность скрипача.
Синдром Марфана – заболевание из группы наследственных патологий соединительной ткани. Характеризуется удлинёнными конечностями, вытянутыми пальцами, недоразвитием жировой клетчатки, гипермобильностью суставов, а также патологиями в области зрения и сердечно-сосудистой системы.
Но современники виртуоза были убеждены, что он заключил сделку с сатаной. Ничем иным они не могли объяснить его невероятную технику и завораживающее слушателей исполнение. Недаром самым популярным его произведением при жизни были вариации на четвёртой струне «Ведьмы» (на тему балета Вигано-Зюсмайера «Орех Беневенто»).
Репутация Паганини как пособника самого дьявола сыграла с ним очень плохую шутку уже после смерти. Епископ Ниццы запретил хоронить «еретика» на местном кладбище, а губернатор Генуи не позволил судну с телом великого музыканта даже войти в гавань, несмотря на то, что именно родному городу Паганини завещал свою любимую скрипку работы мастера Гварнери. В результате, в основном из-за предрассудков власть предержащих и жалоб простолюдинов о доносящихся из могилы стонах и звуках скрипки, тело Паганини перезахоранивалось множество раз.
Окончательное успокоение великий скрипач обрёл лишь в 1897 году, когда его останки были перезахоронены на кладбище Виллетта в итальянской Парме. 57 лет прожил Паганини на грешной земле. По мистическому стечению обстоятельств ровно столько же лет продолжались скитания его бренных останков.
Фото: tourister.ru