Артур Скальский

© ПОЛИТ.РУ

ОбществоМир

3805

25.02.2013, 00:10

Рабский труд революционера Бэнкси

Я лицезрел это произведение искусства в первый и последний раз в июне 2012-го, когда оно только появилось на стене магазина «Все за фунт», что в районе Вуд Грин на севере Лондона.

Больше, думаю, я его живьем (чуть было не написал «живым») не увижу. Разве что подружусь с неким миллионером, который может позволить себе купить на аукционе в Майами кусок бедняцкого дома за полмиллиона фунтов – но это уж вряд ли. Так что, прощай, мальчик, шьющий «Юнион Джек». Не зря Бэнкси назвал этот свой шедевр «Рабский труд».

Если двигаться строго на север по Кингслэнд-роуд, а потом и по продолжению ее Стоук Ньюингтон Хай-стрит, то можно наблюдать, как смешанные кварталы (их цветное население – преимущественно, ямайцы и ганцы, а также турки, белые хипстеры и «молодые профессионалы», этот авангард джентрификации) сменяются более бедными, с чуть более напряженной атмосферой, в основном, турецкими, потом в этническую палитру добавляются выходцы из мусульманских регионов бывшей Британской Индии, бедность нарастает, но вполне остается в границах приличий.

Немного слева по ходу – Финсбери-парк, если идти пешком (а мы со спутницей проигнорировали общественный транспорт), то можно полюбоваться бородатыми пакистанскими (кажется) юношами, играющими на газоне в футбол, что странно, учитывая популярность на их исторической родине совсем иной игры, крикета. Где-то здесь знаменитая мечеть, в которой некогда проповедовал неистовый одноглазый исламист Абу Хамза, тот самый, с крюками вместо кистей рук, утраченных в нелегком джихаде (комично, что печально знаменитую мечеть торжественно открыл в 1994 году сам принц Чарльз). Но ее мы решили оставить на потом, а пока идем на нового Бэнкси.

Еще минут десять и мы видим черно-белого босого мальчика в каких-то лохмотьях; стоя на коленях он шьет на машинке старомодного, еще зингеровского вида; артефакт сделан так искусно, что создается впечатление будто из-под иглы юного швеца вылезает веревочка с цветными «Юнион Джеками». Мальчик сосредоточен, на голове его – перевернутый назад козырек от солнца. Он нарисован так мастерски-обобщенно, что трудно даже определить, где происходит этот «Рабский труд» – в Китае? во Вьетнаме? в Гватемале? Одно ясно – здесь изображено место, где сделано почти все, что мы носим на себе (джинсы, майки, трусы, носки, кофты, куртки и так далее); место это называется «Третий Мир», гигантский sweat-shop, где – безо всяких профсоюзов и контроля за условиями труда – работают, утирая пот, сотни миллионов людей разной национальности, пола, возраста.

Бэнкси нашел идеальное место для своего шедевра (а я утверждаю, что это именно шедевр политического искусства). С одной стороны, Лондон – одна из главных столиц «первого мира», того, что покупает шмотки, пошитые полурабами «третьего». Более того, этот город есть европейский центр финансового могущества; от потрепанного жизнью Вуд Грина до разбухшего от денег Сити всего с полчаса езды на метро, если не меньше. Бэнкси вообще Лондон любит -- думаю, по этой самой причине. С другой стороны, перед нами довольно бедный район, цветной, да еще и печально знаменитая мечеть поблизости.

Получается, что немезида колониализма дышит прямо в спину бывшим колонизаторам, а то и материализуется в виде зловещего калеки Абу Хамзы. И вот вам наглядный урок, за что именно третий мир мстит первому – рабский труд, мальчик на коленях, шьющий «Юнион Джеки». Круг замыкается. Венчает его британская корона – Бэнкси нарисовал граффити как раз под бриллиантовый юбилей Елизаветы Второй.

Чтобы застраховать, закрепить замкнувшийся символический круг, мы на обратном пути решили посмотреть на ту самую мечеть. Шли через сам Финсбери-парк, пустынный, только изредка попадались бегуны и мамаши с колясками. На одной скамейке сидели трое мужичков и очень по-советски пили водку на троих, закусывая колбасой — то ли латвийские гастарбайтеры, то ли польские. Да и вообще тамошний вид, картины бедной, трудовой жизни, были довольно советскими — если бы, конечно, не архитектура, не краснокирпичные террасные дома, перемежающиеся плодами социального строительства 1960--70-х, по сравнению с которыми даже наши райсоветы и райкомы КПСС выглядят вполне монументальными.

Я представлял себе знаменитую мечеть как нечто огромное, вознесшееся в серовато-голубовато-розовое лондонское небо, эдакий несокрушимый минарет веры. Но ничего подобного в округе не было. Мы вышли из парка, нырнули под виадук, ничего. Только стадион футбольного клуба «Арсенал» поблизости. И это при том, что общий вид прохожих не оставлял сомнений — наш пункт назначения где-то рядом. Не помогали ни гуглмэп, ни бумажная карта.

Наконец, пришлось спросить дорогу и испытать острое унижение от собственной ненаблюдательности – мы несколько раз проходили мимо, не сочтя это невзрачное здание, которое вряд ли назовешь шедевром архитектуры, за ТО САМОЕ. Случайный гид пожелал нам удачи (в чем, интересно?) и попрощался. Поглазев пару минут на большие окна, дешевую декоративную кирпичную кладку, на серый бетонный минарет, мы отправились восвояси, на юг.

Я предаюсь здесь воспоминаниям о совершенно незначительной прогулке только для того, чтобы заявить: нет теперь там никакого «Рабского труда». На днях неизвестные выломали часть стены с граффити и наутро изумленные местные жители обнаружили на этом месте серую свежезацементированную поверхность. Хозяева магазина «Все за фунт» отнекиваются, мол, здание им не принадлежит, ничего не знаем. Член местного совета заявил, что жители округи в ярости, и призвал слать рассерженные имейлы аукционистам в Майами, тем самым, что выставили «Рабский труд» за 450 тысяч фунтов. Наконец, владелец Fine Art Auctions Miami Фредерик Тат сказал, что граффити продается известным коллекционером, который, впрочем, пожелал остаться неизвестным. Торги пройдут в ближайшую субботу. Я с волнением слежу за развитием ситуации.

Редко, когда произведение политического искусства оказывается в столь символическом контексте; «Рабский труд» в каком-то смысле повторяет судьбу искусства в современном мире вообще. Анархист Бэнкси анонимно делает граффити – «для народа». Чтобы наслаждаться этим произведением, не нужно платить, не нужно идти в галерею или в музей, не нужно даже открывать окошко браузера. Искусство принадлежит народу в самом прямом смысле этого выражения, оно находится на улице, каждый, буквально каждый имеет его в своем распоряжении.

Более того, каждый имеет полную свободу в отношении артефакта – смотреть, не смотреть, думать, не думать, можно даже зарисовать или подпортить, как случилось с другим граффити Бэнкси в районе Эссекс-роуд (это я сам в прошлом году приметил). Но на каждый революционный анархизм найдется свой буржуазный консюмеризм. Если революцию нельзя остановить, то ее можно превратить в товар, выломать из стены грошового магазина, вывезти в невыносимый Майами и продать на аукционе за большие деньги. Иными словами, вставить радикальный художественный жест в рамочку и повесить на стенку в особнячке.

Политический символизм нарастает: оказывается, «первый мир» может грабить «третий» еще и таким вот образом. Утешает только то, что Бэнкси жив, судя по всему, в хорошей форме и много чего еще нарисует. Все стены не выломать.

Кирилл Кобрин

Артур Скальский

© ПОЛИТ.РУ

ОбществоМир

3805

25.02.2013, 00:10

URL: https://babr24.news/?ADE=112549

bytes: 7306 / 7211

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Инсайд. Новосибирский миграционный отток населения

Новость о том, что впервые с 2005 года в Новосибирске зафиксировали миграционный отток населения, поразила многих. Все уже привыкли к тому, что население мегаполиса обязательно увеличивается, а о том, что происходит это в основном за счет миграции, предпочитали молчать.

Ярослава Грин

ОбществоНовосибирск

1708

22.11.2024

Блогнот. Как решают проблемы коренных малочисленных народов Севера?

Новости, связанные с жизнью коренных малочисленных народов Севера (КМНС), редко попадают в краевую информационную повестку.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесКрасноярск

3130

21.11.2024

Транспортное развитие столицы Монголии: в числе проектов канатная дорога

Улан-Батор сталкивается с серьезными инфраструктурными проблемами, ключевой из которых является транспортная перегруженность. Ежедневные пробки, нехватка общественного транспорта и сложности с развитием дорожной сети значительно снижают качество жизни горожан.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортЭкологияМонголия

7410

21.11.2024

«Морской флот хана Хубилая»: богатая история на одной монете

Выпуск памятной монеты «Морской флот хана Хубилая», посвященной 750-летию первого монгольского вторжения на японские острова, стал значимым событием в монголо-японских отношениях.

Эрнест Баатырев

ОбществоИсторияМонголия

964

20.11.2024

Инсайд. Чёрный вторник. Томский обзор

Губернатор Владимир Мазур будет держать ответ перед избирателями. Правда, в заранее проработанной форме, с конкретным сценарием и подготовленными вопросами, которые прошли многоступенчатую модерацию – в четверг, 21 ноября, состоится «прямая линия».

Ярослава Грин

ОбществоПолитикаТомск

4759

19.11.2024

Инсайд. «Чайлдфри» больше не будет

Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях законопроект, запрещающий «пропаганду чайлдфри». За документ единогласно проголосовали все 403 депутата.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

3786

19.11.2024

Международная экология: мотоциклы для Бутана от Монголии

Монголия в последние годы активно развивает экологические инициативы, которые выходят за пределы ее границ. Одним из ярких примеров стала программа Rally for Rangers, организованная Монгольским экологическим центром (МЭЦ).

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияМонголия

3102

19.11.2024

Телеграм Томска за неделю: уход Руппеля, лишение Ярмоша мандата и поездка Мазура в Узбекистан

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 11 по 17 ноября 2024 года включительно. Уход Руппеля Николай Руппель покинул пост заместителя губернатора Томской области по строительству и архитектуре.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаТомск

9881

18.11.2024

Телеграм Красноярска за неделю. Гвардейцы кардинала и скандальное высказывание «историка» Спицына

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 12 по 17 ноября включительно. Гвардейцы кардинала и Д’Артаньян Часовитин На прошлой неделе местные телеграм-каналы искали в красноярской власти Д’Артаньяна.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

4044

18.11.2024

Монголия в рейтинге миролюбия: от исторической воинственности к современному миру

Монголия, занявшая 45-е место в Глобальном индексе миролюбия, демонстрирует баланс между историческим наследием и современными приоритетами.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

6916

18.11.2024

Инсайд. Непонятное, хотя и весьма тревожное закрытие музея ГУЛАГ в Москве

Непонятное, хотя и весьма тревожное закрытие музея ГУЛАГ в Москве. Как известно, проверками можно закрыть любое учреждение. Именно так и был закрыт музей ГУЛАГ — под благовидным предлогом несоблюдения каких-то нормативов числа тараканов на квадратный метр.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

5883

15.11.2024

Инсайд. Хилокский фактор

Одной из своеобразных визитных карточек Новосибирска долгие годы была знаменитая барахолка, но теперь эта роль похоже перешла к Хилокскому рынку, или к Хилку, как его назвают горожане. Хилокский рынок один из самых крупных плодовоовощных рынков во всей Западной Сибири.

Ярослава Грин

ОбществоЭкономика и бизнесНовосибирск

5819

15.11.2024

Лица Сибири

Заика Александр

Шишмарёв Виталий

Ешеев Виктор

Полухин Сергей

Свиридов Дмитрий

Шульц Алексей

Курбатова Татьяна

Нимаева Лидия

Косолапов Марк

Павлюк Леонид