Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, матери Иисуса Христа, отмечается 21 сентября (8 сентября по старому стилю). Сведения об этом празднике восходят к V в.
В Новом Завете отсутствует и история рождения Марии, и имена ее родителей, да и вообще, сведения о Богородице в евангельских текстах чрезвычайно скудны. Основным источником данных о Пресвятой Деве является апокрифическое «Протоевангелие Иакова», написанное, как предполагается, около 150 года. Согласно ему, родители Марии, праведные Иоаким и Анна, долгие годы оставались бесплодными, а потому в глазах соседей были почти изгоями. Однажды, когда Иоаким пришел в храм принести Богу жертву, первосвященник не принял его даров, поскольку он «не создал потомства Израилю». Огорченный Иоаким отправился в пустыню, где сорок дней провел в посте и молитвах; Анна в это время также молилась Богу о даровании ей младенца, и даже дала обет посвятить свое дитя Господу. И вот праведной паре явился ангел, который возвестил им о предстоящем рождении Марии. Анне ангел сказал: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире»; после этого он велел ей идти в Иерусалим, предсказав, что она встретит своего мужа, вернувшегося из пустыни, у Золотых ворот. Все сказанное ангелом сбылось; Пресвятая Дева родилась в Назарете, и ей было дано имя Мария, что означает «высокая», «госпожа», «надежда».
В православии праздник Рождества Богородицы относится к числу двунадесятых и считается одним из величайших праздников года. Следует отметить, что у славян особо почитались все праздники Богородицы и сама Дева Мария – «заступница» – затмевала в народном сознании даже образ Иисуса Христа; к ней обращались с молитвой при любых бедах и невзгодах. Фактически, для земледельцев образ Божьей Матери слился с образом Матери – Сырой Земли, богини-прародительницы и покровительницы всего сущего (ср. представление о том, что «Богоматерь, будучи Матерью Христа, в силу этого является и матерью всего человечества»).
Рождество Богородицы - Богородичин день, Госпожинки, Малая Пречистая (для отличия от Успения – Большой Пречистой) - завершает сельскохозяйственный сезон. Это праздник урожая, когда уже можно благодарить высшие силы за «новину»: хлеб к этому времени не только созрел, но и сжат, и убран в закрома, собраны также овощи и фрукты. Церковь на праздник Рождества Богородицы производила «благословение хлебов», а поселяне во многих местах устраивали общую трапезу «вскладчину», выставляя на столы кашу из разных круп, пироги, творог и мед, а также прочие блюда из плодов нового урожая. К празднику обычно варили пиво и готовили мясо и рыбу. Традиционным в это время было гостевание, и особенно это касалось породнившихся семей: например, тесть с тещей приглашали в гости зятьев с семьями, а молодожены принимали у себя родных и знакомых, собиравшихся «посмотреть на их житье-бытье, поучить их уму-разуму». Гостей усердно потчевали и себя тоже не забывали. Вообще, угощение в честь Госпожинок обычно бывало одним из самых пышных в году, и празднование нередко растягивалось на целую неделю, причем чем урожайнее оказывалось лето, тем продолжительнее были торжества.
Когда-то, в языческие времена, осенние пиршества по поводу окончания полевых работ служили выражением признательности богам за ниспосланный людям урожай. В это время земледельцы садились за общие столы, пускали по кругу чаши с медом или вином и славили богов плодородия – Рода, рожаниц и прочих, желая, чтобы и в будущем году земля щедро одарила людей своими плодами. Память об этих богах не исчезла и после принятия христианства: например, в «Слове об идолах» говорится, что многие «сего же не могут ся лишити, наченше в поганстве, даже и доселе – проклятого того ставления вторыя трапезы Роду и рожаницам на прелесть верным христьяном». Эта «вторая трапеза» совершалась как раз в праздник Рождества Богородицы или на следующий день после него, что чрезвычайно возмущало отцов церкви, тем более что в этом «поганом действе» принимали участие не только прихожане, но и священники: «череву работни (чревоугодливые) попове уставиша трепарь прикладати рождества богородицы к рожаничьне трапезе, отклады деюче». Вплоть до XVIII в. в поучениях против язычества сообщалось, что около Рождества Богородицы «бабы каши варят на собрание рожаницам», и клеймились языческие обычаи: «Еже есть всего горее – ставленье трапезы рожаницам и прочая вся служенья дьяволя – требы кладомыя вилам и покланянье твари».
Известный академик Б.А.Рыбаков считал, что рожаницы – это богини Лада и Леля, мать и дочь, воплощения лета и весны. Он также полагал, что культ рожаниц возник еще в неолите, и что тогда эти «матери Вселенной» и «Хозяйки мира» представали в виде двух небесных лосих или олених, прародительниц людей и зверей. Этих небесных лосих древние люди видели в «лосиных» созвездиях – Большой и Малой Медведице. На Русском Севере встречается предание о том, что когда-то в день Рождества Богородицы к селениям выходили дикие олени, которых приносили в жертву; потом олени перестали появляться, и крестьяне заменили их домашним скотом. Этот обычай, между прочим, был распространен во многих губерниях (не только там, где была известна легенда): вплоть до XX в. в Богородичин день закалывали быков, телят или баранов, варили их мясо в больших котлах и потом съедали «всем миром».
На Рождество Богородицы заканчивается короткое бабье лето. В русских селах женщины рано поутру выходили к берегам рек и озер «встречать матушку осенину»: старшая из собравшихся стояла с овсяным хлебом, а остальные, окружив ее, пели песни, после чего хлеб разламывали на куски по числу собрав¬шихся и разбирали по ломтику (потом этим хлебом подкармливали домашний скот). Девицы в этот день встречали осень песнями, играми, хороводами.