Последний герой
Гагарин был нашим последним героем. А кто еще за последние полвека был бы в народном сознании абсолютно положительным героем? Таковых у нас вообще немного, а за эти 50 лет — один он, первый космонавт земли.
Странная политика у нашего государства. Я не знаю, что там они хотят поднять, какой патриотизм и с каких колен, — но вот придумывают на пустом месте праздник 4 ноября. День, когда даже толком непонятно, что произошло. Победа над поляками якобы, про которую ни с того ни с сего вспомнили через 400 лет! Праздник, который до сих пор являл только мрачные стороны нашей натуры и никого, кроме националистов, не радовал. Пополнив перечень других сомнительных дат, от которых, кроме возможности не ходить на работу и выпить водки, никакого толку нет.
А между тем есть 12 апреля. День, когда действительно произошло историческое событие. Действительно всемирного масштаба. Которым мы действительно можем гордиться. День космонавтики, конечно, уже не такой сусальный, каким был лет 25 назад. Тогда все события, связанные с гагаринским полетом, были исключительно идеальными, все было преисполнено романтики, поэтики и героики. Что, увы, не отражало истинной картины. Сейчас такой подход не моден. Моден такой подход, что желательно бы, чтобы Гагарин летал пьяным, чтобы он заблевал всю кабину корабля, пока летал, чтобы Хрущев танцевал на столе, а Королев и его соратники запустили корабль к звездам и сами не знали, где он летит и как приземлится. Такого рода продукции сейчас тоже достаточно.
Но сути дела это не меняет. Именно наша страна запустила в космос первого человека. Ведь запустила же? Не придумали же все это пропагандисты из КПСС и КГБ? А то, что не все там было парадно и гладко, — это и так понятно. И на полюс люди шли с приключениями, и на Эверест взбирались не вдруг, и Колумб думал, что приплыл в Индию. Так вот я и думаю, что при всех вновь открывшихся обстоятельствах, Гагарин все равно был героем. И героем всеобще положительным. И почти все, кому сейчас около шестидесяти, говорят, что не было в их жизни больше такого же бурного и спонтанного ликования, как 12 апреля 1961-го. А кто постарше вспоминают еще 9 мая 1945-го.
Так что 12 апреля — готовый праздник, который мог бы заменить хотя бы то же 4 ноября. Праздник, который признавали бы все граждане страны. Который давал бы повод вспомнить о тех достижениях, какие у нас были на самом деле, а не придумывались властями. Который не побуждал бы к хождению с хоругвями под лозунги про жидов, хачей и Россию.
Но 12 апреля — не праздник, а просто дата. После которой мы вписывали в историю чаще всего отнюдь не героические страницы, а по-настоящему национальных героев у нас больше нет ни одного.