Приступ смехом
Министр финансов Швейцарии превратил скучный доклад о мясе в юмористическое шоу.
"Позитивный министр с большим чувством юмора", - так теперь называют 67-летнего бывшего президента Швейцарии Ханса-Рудольфа Мерца, чья нынешняя должность - министр финансов этой альпийской страны, отнюдь не располагает к веселью.
Мерц стал знаменит на весь мир после показанного всеми телеканалами его выступления на минувшей неделе перед депутатами местного парламента. Заседание изначально должно было навести скуку на законодателей, ведь главе минфина предстояло зачитать доклад об импорте мяса в Швейцарии. Документ целиком состоял из "нудной цифири" и специфических терминов из сферы животноводства. Часть депутатов в ходе доклада начало откровенно клонить в сон. Министр, представляющий "Свободную демократическую партию" Швейцарии, с трудом, но добросовестно зачитывал не слишком понятные для непосвященных фразы. И вот когда он перешел к разделу, касающемуся импорта специй для мясных изделий, попросту запнулся и начал коверкать слова. Министр неожиданно рассмеялся, затем пытаясь взять себя в руки, сделал короткую паузу. Но и это не помогло. Мерца начал накрывать настоящий истерический приступ смеха. К чести политика, он что есть сил пытался донести до депутатов смысл политики Швейцарии в отношении импорта мяса, "пробираясь сквозь дебри терминов".
Однако происходящее уже стало напоминать юмористический концерт, особенно после того, как Мерц осилил следующий абзац: "Согласно поправке 6А главы второй таможенного положения, опубликованного в так называемых швейцарских пояснениях к таможенным пошлинам, опубликованных в таможенных пошлинах". После этого глава минфина расслабился окончательно. Сумев выдавить из себя потрясающую фразу: "Если честно, я сейчас не понял, что я вам прочитал", он едва не потерял равновесие. После этого каждое слово и любую последующую реплику своего министра финансов швейцарские депутаты встречали громкими взрывами смеха и аплодисментами, переходящими в овацию. Позже Ханс-Рудольф Мерц признался, что в настоящий ступор и истерику его "окончательно ввел термин "швейцарское облегчение", который встретился ему на страницах скучного доклада.
Работать дальше в такой смешной обстановке ни сам министр, ни депутаты уже не могли. В итоге заседание по импорту мяса было перенесено на неопределенный срок. А уже в пятницу Ханс-Рудольф Мерц стал пожинать плоды славы. Представители Союза производителей мяса кантона Граубюнден подтвердили то, что смех является лучшей рекламой. Они провели в Берне акцию: бесплатно раздавали всем прохожим упаковки с мясом, на которых был изображен смеющийся министр финансов.
КстатиВ Швейцарии всего семь министерских кресел. Причем, четыре из них, вдобавок и президентский пост сейчас занимают женщины. Два года назад Ханс-Рудольф Мерц занимал пост президента Швейцарии, который в этой стране переходит к политикам по так называемой партийной ротации. В августе Мерц объявил о том, что в конце 2010 года уйдет в отставку с поста главы минфина. Наверное, многие министры мечтали бы покинуть свой пост на таком "позитиве".
Как вам этоВиктор Геращенко, экс-председатель Центробанка:
- С российскими чиновниками курьезы тоже возможны. Но не у всех есть чувство юмора. Правда, в основном они все-таки люди ответственные, хотя свой предмет кто-то знает лучше, кто-то - хуже. В моей практике был случай, когда я перепутал очки для "дали" и для "близи". Начал выступать, опустил глаза в бумаги - и понял, что почти ничего не вижу. Правда, о чем говорить, я знал, но определенный дискомфорт испытывал.Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков:
- Мне очень нравится, когда переходят на доступный язык. Иногда эквилибристика профессиональных терминов прикрывает уязвимость спикера. Специальные термины уместны при написании научного труда. А когда разговариваешь с широкой общественностью, то надо говорить доступными словами. Тогда и сам не запутаешься, и других не запутаешь.Алла Борисенкова, помощник Германа Грефа в бытность его министром экономики:
- За все годы работы с Германом Грефом ничего подобного не было. Он очень четкий человек, никаких недоразумений с докладами у него не могло возникнуть по определению.Руслан Гринберг, директор Института экономики Российской академии наук:
- Я доклады готовлю всегда сам и обычно выступаю экспромтом. С российскими чиновниками случаев, подобных истории с главой швейцарского минфина, на моей памяти не было. Но с удовольствием вспоминаю высказывания и истории, связанные с Виктором Степановичем Черномырдиным. Например, его гениальную фразу "лучше водки хуже нет". Или "все у нас получится, если мы ничего не будем предпринимать".Татьяна Пискарева, пиар-менеджер:
- Все ВИПы, с которыми я работала, всегда предварительно знакомились с текстом своего выступления. Многие требовали, чтобы им готовили только тезисы, а потом сами наполняли их содержанием. Но, думаю, даже если бы что-то подобное и произошло с кем-то из российских чиновников, они бы вида не подали и продолжили как ни в чем не бывало выступать дальше.Подготовили Елена Кукол, Татьяна Шадрина