Григорий Голосов

© Slon.ru

ПолитикаМир

6736

29.06.2010, 17:13

Российская конституция подходит только для авторитаризма

Избавиться от премьера-тяжеловеса без серьезного политического кризиса нельзя, а для победы над ним президенту не хватит ресурсов.

Современная российская Конституция – это продукт сентябрьско-октябрьского кризиса 1993 г. Отсюда – ее главная черта: колоссальные полномочия исполнительной власти. А поскольку в том давнем году исполнительная власть была в руках президента, то ему достались и полномочия. В научной литературе такую систему иногда называют «сверхпрезидентской». От обычной президентской системы она отличается по нескольким параметрам.

Во-первых, это колоссальные законодательные полномочия президента, то есть право издавать указы. В «нормальных» президентских системах такое право обычно отсутствует, а в России носит почти неограниченный характер. Круче только в Таджикистане, Белоруссии и еще паре бывших советских республик.

Во-вторых, это значительные полномочия президента в области бюджетной политики, которая в большинстве президентских систем находится в полной компетенции парламента.

В-третьих, президент обладает правом распускать парламент. Это принципиально расходится с логикой «разделения властей», лежащей в основе классической президентской системы.

В-четвертых, парламент почти полностью лишен контрольных полномочий. В общем, президент в России – больше, чем президент, и сам Борис Ельцин, под которого писалась Конституция 1993 г., любил демонстрировать царские повадки. Во всяком случае, пока не попал под дефолт.

Однако опыт Ельцина свидетельствует, что все эти полномочия президент может фактически использовать лишь тогда, когда располагает достаточными политическими ресурсами. Напомню, что в середине 90-х третий срок Ельцина считался почти предрешенным: ведь в 1991 г. его избрали по другой конституции. Но после дефолта Ельцин стушевался, в царя больше не играл, да и вообще его хватило только на то, чтобы пропихнуть на «свято место» проверенного преемника и мирно скрыться за горизонтом. А преемник, пройдя пару отмеренных ему сроков, столкнулся с ситуацией, из которой нормальная президентская система допускала бы только два исхода: отказ от власти или изменение правил игры. Но этого не понадобилось, потому что Конституция 1993 г. предполагала и третью возможность.

В общем-то, не трудно понять, почему авторы Конституции 1993 г. заложили в нее норму о том, что кандидатура премьера утверждается Думой, а сама Дума вправе выносить правительству вотум недоверия. Если бы у Думы не было таких полномочий, то власть президента была бы просто абсолютной. Но тогда и нужды в Конституции не было бы, достаточно одной статьи: «Вся власть в Российской Федерации принадлежит Президенту Российской Федерации». Друг Билл, как Ельцин называл тогдашнего лидера США Клинтона, не понял бы. А с другой стороны, вероятность того, что Дума сможет воспользоваться этими полномочиями, казалась тогда ничтожной. Да это и правда случилось только один раз, именно после дефолта, когда Думе удалось выторговать непродолжительное премьерство Евгения Примакова.

С формальной точки зрения, однако, это решение авторов конституции полностью перекроило структуру государства. В результате, пользуясь терминами сравнительной политологии, Россия стала не только «сверх-», но и – в то же самое время – «полупрезидентской системой». Общая черта таких систем в том, что исполнительная власть не концентрируется в руках президента, а распределена между ним и другим сильным игроком, премьер-министром, который несет ответственность перед парламентом (напомню, что в «нормальных» президентских системах, типа США, никакого премьера просто нет).

Но даже и здесь не обошлось без изюминки. В обычных полупрезидентских системах ответственность премьера перед парламентом носит эксклюзивный характер. Какие бы большие полномочия не были приписаны президенту, по вопросу о кандидатуре премьера он противостоять парламенту не может. В России, однако, ответственность премьера – двойная. Поэтому конфликты между президентом и парламентом по этому вопросу, во-первых, возможны, а во-вторых, могут быть разрешены роспуском парламента. Это – довольно редкое институциональное устройство, известное под названием «президентско-парламентская система». Исторические прецеденты – Веймарская республика в Германии (1918–1933), Шри Ланка в 1970-х гг., Португалия вскоре после революции 1974 г.

Из перечисленных примеров видно, что президентско-парламентскую систему трудно счесть источником стабильности. Конечно, во всех этих странах турбулентность имела много разных источников. Но одним из них – неизменно – была конституционная структура. Возьмем последние годы Веймарской республики. Законопослушные немцы мирно идут на выборы, избирают Рейхстаг. Рейхстаг не утверждает ни одну кандидатуру премьера (рейхсканцлера), которая устраивает президента. Президент распускает Рейхстаг. Немцы – снова на избирательные участки, с тем же результатом. И так несколько раз подряд. Несколько лет страна живет в условиях постоянной избирательной кампании, без правительства и без законов. И это не просто надоедает, а еще и подталкивает к поддержке той политической силы, которая обещает раз и навсегда с этим безобразием покончить. Действительно, покончили, мало не показалось, – и не только немцам.

«Веймарский сценарий», к счастью, не реализовался в России. В 1995 г. коммунисты немного не добрали до думского большинства, а в 1998 г. Ельцину хватило ума пойти на компромисс. Но именно после дефолта опасность этого сценария была вполне осознана российскими политиками. Отсюда – колоссальные, буквально истерические усилия, в течение всего путинского периода прилагавшиеся к тому, чтобы не допустить сколько-нибудь заметного представительства оппозиции в Думе. Отсюда – популярные фобии, вроде приписываемого Михаилу Ходорковскому желания заручиться поддержкой думского большинства и стать премьером после выборов 2003 г. И отсюда же, в конечном счете, полный демонтаж самого института свободных парламентских выборов. Американский президент вполне может сосуществовать с оппозиционным большинством в Конгрессе, а российский – никак. Важно понимать: это не потому, что американцы хорошие, а русские плохие, а потому, что так система устроена.

Зато если парламентское большинство – не оппозиционное, то президентско-парламентская система открывает совершенно уникальные возможности для личной диктатуры. Если самый сильный политический игрок – президент, то премьер – это какой-нибудь Фрадков–Зубков с чисто распорядительскими функциями. Но если, по какой-то причине (и мы эту причину знаем) тяжеловес решает стать премьером, то тоже нет проблем. Уволить-то его президент может, но вот назначить нового – нет, потому что под контролем тяжеловеса остается парламентское большинство. Иными словами, избавиться от премьера без серьезного политического кризиса нельзя, а для победы в таком кризисе президенту-распорядителю по определению не хватает ресурсов.

Проблема Конституции 1993 г. состоит не только и не столько в концентрации власти, сколько в способе этой концентрации. По большому счету, эта конституция подходит только для авторитаризма.

Григорий Голосов

© Slon.ru

ПолитикаМир

6736

29.06.2010, 17:13

URL: https://babr24.news/?ADE=86813

Bytes: 7097 / 7097

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Политика"

Илья Сумароков в упор не замечает засухи в Прибайкалье

Неожиданная новость: в четырех муниципалитетах Иркутской области ввели режим чрезвычайной ситуации из-за засухи, погубившей урожай. Речь идет о Балаганском, Нукутском, Усть-Удинском округах и Эхирит-Булагатском районе.

Георгий Булычев

ПолитикаЭкономика и бизнесОбществоИркутск

6032

22.08.2025

Планы изменились: аукцион на дизайн улицы Ленина отменили

Отрезок улицы Ленина от Красного проспекта до Советской в Новосибирске жители окрестили «аппендиксом». Мечта властей — опешеходить этот самый «аппендикс». Администрация не ищет логики в своих желаниях и ни один год уже грезит пешеходизацией, и это несмотря на многочисленные протесты жителей.

Адриан Орлов

ПолитикаБлагоустройствоТранспортНовосибирск

3519

22.08.2025

Декларации кандидатов в Народный Хурал: партийная касса, ковидные миллионы и тень неучтённого бизнеса

Представитель ЛДПР Василий Саяпин задекларировал 9,2 миллиона рублей годового дохода. Эта сумма делает его самым обеспеченным кандидатом на довыборах в Народный Хурал Бурятии по одномандатному округу № 15.

Виктор Кулагин

ПолитикаБурятия

7237

22.08.2025

Блогнот. Томская экс-неделя

В администрации президента обсуждались возможность и сроки отставки томского губернатора Владимира Мазура. Это произошло после стремительного визита в Томск начальника Контрольного управления АП Дмитрия Шалькова.

Андрей Игнатьев

ПолитикаТомск

3432

22.08.2025

Дело №… или Безнаказанность как партийная дисциплина

Региональное отделение партии «Единая Россия», чья фракция уверенно контролирует областной парламент, демонстрирует удивительную устойчивость к внутренним потрясениям.

Глеб Севостьянов

ПолитикаСкандалыИркутск

7033

21.08.2025

Гудбай, Америка: Левченко расстался со своим «Харлеем»

Кандидаты в губернаторы Иркутской области опубликовали данные о своих доходах и недвижимости. И выяснилось, что по совокупности владений самый обеспеченный претендент на главное кресло в регионе – Сергей Левченко.

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

4703

21.08.2025

Шелеховский след в улан-удэнских пнях: как вырубку деревьев оправдали задним числом

План по замене тополей на рябины в центре Улан-Удэ администрация города утвердила за три с половиной месяца до того, как деревья признали аварийными. 29 апреля мэрия опубликовала сообщение о грядущей высадке 70 двухметровых саженцев рябины рядом с Александровским садом.

Виктор Кулагин

ПолитикаБлагоустройствоБурятия Иркутск

8303

21.08.2025

Смердящие отходы у Байкала: о чём молчат «северные» чиновники?

Не успели экологи подтвердить загрязнение реки на юго-восточном побережье Байкала, как на севере вновь вскрыли экологическую занозу: фекальное озеро и запущенную незаконную свалку. Северо-Байкальский район стал не только крайней точкой Бурятии, но и краем управленческой халатности.

Есения Линней

ПолитикаЭкологияЭкономика и бизнесБурятия Байкал

10246

20.08.2025

Мост раздора: Мичуринский сельсовет против администрации Новосибирского района!

В скором времени в Новосибирске действительно может разразиться нешуточный скандал. На официальном сайте Мичуринского сельсовета опубликованы документы о планировании пятого моста.

Адриан Орлов

ПолитикаТранспортНовосибирск

5608

20.08.2025

Казачинский район: совещания есть, решений нет

Август в Казачинском районе оказался богат на события: совещания, комиссии, приёмки школ, поездки в сёла. Глава района Юрий Озерских регулярно сообщает о своей работе в телеграме. С виду всё выглядит энергично: обсуждают проблемы лесной отрасли, проверяют школы, разговаривают с жителями.

Анна Моль

ПолитикаЭкономика и бизнесОбществоКрасноярск

4219

20.08.2025

Час застройки: горсовет Улан-Удэ экстренно перекроил карту под одного девелопера

Улан-Удэнский горсовет 18 августа провёл внеочередную сессию. Спикер Чимит Бальжинимаев подписал постановление о её созыве всего за час до начала. Причиной спешки назвали необходимость внести изменения в карту градостроительного зонирования.

Виктор Кулагин

ПолитикаНедвижимостьБурятия

5843

20.08.2025

Инсайд. Кадровый маразм в Бурятии

В правительстве Бурятии продолжается то, что иначе, кроме как кадровым маразмом, назвать нельзя. На осенней сессии Народного Хурала планируется вынести на утверждение на должность зампреда по инфраструктуре кандидатуру Евгения Коркина.

Фокс Смит

ПолитикаМаразмКриминалБурятия

7317

20.08.2025

Лица Сибири

Пламеневский Владимир

Андреева Мирра

Власенко Олег

Силивончик Александр

Костовский Анатолий

Головенчец Михаил

Ефременко Сергей

Кулиш Александр

Воронов Анатолий

Овсянникова Елена