9 мая
Данный текст написан в жестком стиле и с использованием ненормативной лексики. Нервным, чиновникам и блондинкам просьба воздержаться от его прочтения.
Я который день езжу по городу, вижу все эти странные очередные приготовления к 9 мая, ужасные баннеры и плакатики, нарисованные даже не левой ногой, и думаю - отчего же так каждый раз? Почему всегда такой галактический трындец-то на улицах к 9 мая?
И понял наконец. Потому, что подавляющему большинству тех, кто к этому чудесному без сомнения празднику готовится - глубоко на него покласть.
Тут сразу вспоминается одна забавная история, очевидцем которой я был лет этак 8 назад, когда жил на первом этаже на улице Трилиссера. Был там наркоман Ваня, который периодически забывал ключи, и стучался в стеклоЮ чтобы открыли подъезд, а также очень смешно кушал мороженое, выплёвывая его на асфальт.
Так как стучался он обычно ко мне, я его немного знал, и вот в один из прекрасных летних дней оказалось, что неудачная попытка Ивана спуститься с крыши по антенному проводу закончилась смертью. Не то чтобы событие сильно меня затронуло, просто я выглянул в окно и увидел кучу народа, громко и жалобно обсуждающую смерть человека, который им в живом состоянии совершенно никуда не упал. Подумал, конечно - ай, как же чудесно, какие всё-таки чудные люди рядом живут - вроде молчат-молчат, а тут такие переживания, сочувствие. Но, к сожалению, к позднему вечеру пришлось избавиться и от этой приятной иллюзии - ибо вечером делегация из самой бойкой бабушки отправилась по квартирам собирать спонсорскую помощь на похороны, и тут почему-то, по её словам, количество сочувствующих резко уменьшилось примерно до нуля. Оправдания некоторых особо чувствительных я слышал и лично, пока бабуля топала до меня, но в общем в результате бабло сдали только двое - я и какой-то мужик.
Сейчас меня, конечно, обвинят в диком цинизме подобных сравнений - да я и сам не отрицаю, что сравнение весьма гиперболизировано, но тем не менее. Просто надоело наблюдать толпы людей на улицах, в одноклассниках, на фото с георгиевскими ленточками; надоело смотреть на эти импотентские приготовления к параду, на который потащат еле дышащих пенсионеров, а вечером будут собирать громадную кучу бутылок, выпитых уж никак не ими, и разбирать горы мусора - а их, по обыкновению, разбирают гораздо медленнее, чем за вечер; надоело это обилие безвкусных баннеров и наружки, которая щедро вывешивается на улицах, делая их гораздо более уродливыми, чем без неё.
А надо-то всего лишь найти в себе силы и признаться честно - подавляющему большинству квасных патриотов тупо по фигу и на этот праздник, и на Парад победы, и на всё остальное. Просто это как бы мило и как бы приятно как бы ассоциировать себя с как бы великой страной, это забавно ездить с этой красивенькой яркой ленточкой, и невероятно круто - пилить бюджеты на наружку. Но ведь те, кто делают эту наружку, часто (черт возьми, да почти всегда) даже не знают толком истории, делают ошибки в надписях (конечно, проверить то 5-7 слов - это труд тот ещё, а надо домой и пиво пить); а большая часть тех, кто повязал георгиевскую ленточку - в жизни не помогали ни одному ветерану, не переводят никаких бабушек через дорогу, и уж тем более не вкладываются деньгами в помощь ветеранам, и т.д.
Так может, хватит делать вид квасных псевдопатриотов? Запала-то ведь сделать что-то реальное нет, ведь правда же? Вот у меня нет. Стыдно ли мне? Ну да, пожалуй, немного. Но в общем это факт. Симулировать судороги лже-патриотизма не хочется, впрочем, тоже. И остальным не советую. Смотрится комично.
Я, впрочем, искренне верю, что есть небольшое количество людей, которые реально что-то делают. Я с радостью пожму им руку, и более того, если мне кто-то скажет, как конкретно я могу помочь хотя бы одному ветерану, не очень поднимая мягкую точку от стула - я это с удовольствием сделаю. Ну вот, например, рублей с тысячу внесу в кошелёк кого-то, кто не поленится и купит что-то конкретным ветеранам. Особенно если учесть, что в реале-то громадному количеству этих ветеранов уже совершенно не нужны никакие Парады победы, и баннеров, висящих на улицах, они никогда не увидят, потому как ходят многие жутко недалеко и жутко нечасто. И от того, что победили в войне, они вовсе не перестали кушать, болеть и хотеть каких-то очень мирских, простых вещей, которых им часто не хватает, и которые сделали бы им гораздо больше пользы и вызвали в них гораздо больше благодарности, чем дешёвая (хотя, вру, вовсе не дешёвая) повсеместная показуха "по поводу".
После атаки тухлых помидоров, впрочем, напрашивается сам собою вопрос - а что ж делать? Что ж делать-то, ведь должен быть патриотизм. Ну, пара ответов пожалуй есть.
Первый - это ещё одна история, воспоминание из школьных времён. Честно признаться, я тогда был примерно таким же плохим патриотом, как и сейчас, но раз в году примерно к 9 мая классная в моей второй школе, чудной, светлой и жутко сентиментальной души человек, привела нам в класс не менее милейшую, старенькую бабушку работавшую то ли гардеробщицей, то ли техничкой. И вот эта бабушка оказалась ветераном войны, светлым таким, открытым человеком, который как-то совсем не пафосно, не как по телевизору, очень по-настоящему рассказала о том, что и как было на ЕЁ войне. И вот тогда да - пробрало, особенно вкупе с прочитанными классной стихами. Тогда кто-то реально ходил, чем-то помогал ветеранам, а моего запала даже хватило ещё на 2 года - потому как через 2 года я вспомнил вдруг об этом эпизоде, и что-то прихватило, пошёл, купил гвоздик на все деньги, что у меня были, и раздал бабулям на набережной. Вот такие классные и такие технички, будучи услышанными, способны что-то в сердце пробудить и добавить запалу. На какое-то время. Если уж агитировать и напоминать - то вот так.
А второй ответ ещё проще. Это, конечно, безумно красиво, но столь же и безумно неэффективно пукать в воду, обвешиваясь ленточками и помпезно улыбаясь в телевизор, по которому идёт Парад победы; потому как никакого настоящего патриотизма эти явления массового помешательства на самом деле не добавляют.
Гораздо легче быть патриотом, не колотя себя в грудь пяткой, а просто проживая жизнь честно...
Да-да, для того, чтобы получить страну, которую можно любить, можно и просто прибираться почаще там, где живёшь; бросать мусор в мусорки; ставить точки над буквой "ё"; читать настоящие книги; реже пить; делать что-то стоящее хотя бы для небольшого круга лиц; и много чего ещё... простого, каждодневного, обычного. И тогда можно будет любить эту страну просто так, не за победу в войне, о которой уже даже многие ветераны стали забывать - возраст, знаете ли... И не будет надобности фальшиво ковыряться в истории, которая большей части страны уже совершенно неинтересна. Главное - суметь себе в этом признаться.
P.S. Ой да, конечно же, у меня есть родственники, участвовавшие в войне. Дедушка пропал на войне, папа был в юном возрасте и даже жил в землянке некоторое время, героическая бабушка №1 прикрывала тылы, дедушка №2 был в японском плену, бабушка №2 просто сохраняла жизнь и здоровье огромной беларусско-еврейской семьи в войну. Кстати, самая старая их бабушек, ещё живая, никогда особо не любила этих пышных церемоний, и говорила, что вспоминать в очередной сотый раз о такой больной вещи, как война, ей совершенно ни к чему. Задумайтесь.