Великое таинство демократии
20 января на ступенях западного фронтона Капитолия будет приведен к присяге 44-й президент Соединенных Штатов.
Тысячи гостей и миллионы телезрителей станут свидетелями великого таинства демократии: передачи государственной власти от одного свободно избранного руководителя к другому. Это таинство, символизирующее обновление политической жизни и одновременно незыблемость основ конституционного строя, – пожалуй, и есть та главная особенность демократических стран, которая отличает их от всех остальных.
Республиканец Джордж Буш и демократ Барак Обама – политические антиподы. Но на церемонию инаугурации они, следуя многолетней традиции, приедут в одном автомобиле. На один день республиканцы и демократы забудут о партийной принадлежности и станут просто гражданами своей страны, объединенными законной гордостью за ее демократические традиции.
После 20 января в Америке изменится многое: экономический курс, отношения с другими странами, стиль правления, персональный для каждого президента, но неизменными останутся принципы, на которых десятилетиями стоит это государство: конституция, разделение властей, демократические выборы, федерализм, свобода прессы. Здесь это уже давно не зависит от фамилии главы государства. И в точно такой же январский день через много лет другой человек поднимется на ступени Капитолия, положит руку на Библию и точно так же произнесет: «Торжественно клянусь...»
Передача власти от одного свободно избранного руководителя к другому в определенные законом сроки – наиболее исчерпывающее определение демократии. Остальное в каком-то смысле уже детали.
В России подобной передачи власти не было никогда. Собственно говоря, свободно избранная власть существовала в нашей стране всего дважды: Всероссийское Учредительное cобрание и президент Борис Ельцин. «Учредилку» в январе 1918-го разогнали узурпаторы-большевики; президента Ельцина в декабре 1999-го заставило уйти собственное окружение, обменявшее российскую демократию на личный комфорт и сохранность своих состояний.
И Учредительное cобрание, и Борис Ельцин вошли в отечественную историю со знаком «плюс». Первое – самим фактом своего кратковременного существования, своего избрания в ноябре 1917 года всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием (заметим, за 3 года до США, за 11 лет до Великобритании и за 27 лет до Франции). Второй – тем, что его правление, впервые за 70 лет, принесло гражданам нашей страны демократические права и свободы: свободу выборов и партий, свободу прессы и телевидения, свободу политической и общественной жизни.
И все же наибольший вклад в становление демократии в России сделает тот свободно избранный глава государства, который собственным примером установит традицию передачи власти другому, такому же свободно избранному (лучше всего – из оппозиции). В этом случае третий российский опыт демократии, который неизбежно придет на смену обанкротившемуся чекистскому режиму, сможет оказаться более успешным и более прочным, чем предыдущие.