Фискальный паркомат: как в Улан-Удэ транспортную реформу подменяют сбором денег
196 тысяч всех зарегистрированных автомобилей в Улан-Удэ на одну тысячу парковочных мест. Мантру о критическом дисбалансе повторяет председатель комитета по транспорту мэрии Улан-Удэ Юрий Ткачёв. Во время публичных слушаний, которые завершились 24 сентября, он анонсировал запуск платной парковки у Гостиных рядов в марте-апреле 2026 года.
Приведённая статистика не отражает ни суточную миграцию автомобилей, ни пиковую загрузку в центре города, ни среднее время стоянки. По-честному Ткачёв должен был узнать количество машин, одномоментно нуждающихся в парковке в центре (транспортному комитету не составит труда провести такое исследование), а не брать общее число зарегистрированных авто. Тогда дисбаланс получился бы не таким страшным. Видна школа мэра Игоря Шутенкова, который также манипулятивно сравнивает Улан-Удэ и Минск.
Отметим, любая платная парковка работает только как часть целостной транспортной инфраструктуры, когда, например, создают сети перехватывающих парковок и на въездах в город, запускают новые магистральные маршруты общественного транспорта с выделенными полосами, которые бы сделали поездку в центр без личного автомобиля удобнее и быстрее. Мировой опыт показывает, что изолированное введение платы за стоянку выдавливает автомобильный хаос на соседние улицы и во дворы жилых домов. Водители будут нарезать круги по прилегающим кварталам, создавая дополнительный «блуждающий трафик» и увеличивая нагрузку на дорожную сеть.
В итоге жители улиц, соседствующих с Гостиными рядами, получат забитые машинами дворы и обочины. Социальное напряжение и новые транспортные заторы перейдут на других участки. В Москве, например, после введения платных зон местные жители были вынуждены массово устанавливать шлагбаумы, чтобы защитить дворы от чужих машин.
Под удар попадают дворы и обочины на улицах Каландаришвили, Куйбышева, Свердлова и Балтахинова
Законопроект, который обсуждали на публичных слушаниях в Народном Хурале, содержит одну недооценённую деталь. Он может запретить платные парковки у объектов спорта, образования и здравоохранения. Норма даёт возможность, но не обязывает, чиновники оставляют себе пространство для манёвра.
Пока что власти не называют ни стоимость оборудования одного парковочного места, ни предполагаемого оператора комплекса, ни модель распределения доходов. Практика других российских городов показывает, что организация парковочного пространства — это многомиллионный бизнес, который часто отдают на откуп частным компаниям через концессионные соглашения. Деньги от штрафов и оплаты парковки поступают в бюджет, но значительная часть может уходить инвестору. В большинстве городов доходы с паркоматов направляются в общий бюджетный котёл, где они растворяются на текущие нужды, от зарплат бюджетникам до благоустройства.
Федеральный закон требует, чтобы территория платной парковки была оборудована автоматизированным комплексом оплаты. Требование означает закупку и установку паркоматов, разработку программного обеспечения, создание аппарата мобильного контроля. Стоимость работ высока. Этим может заняться либо бюджет, либо частный инвестор, который потом вернёт вложения с прибылью за счёт автомобилистов.
Настоящая работа по созданию удобного городского пространства сложна и долговременна. А вот поставить паркоматы — быстро и выгодно.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Фото: мэрия Улан-Удэ