Наталья Горбаневская

© Ежедневный журнал

ОбществоМир

2194

21.03.2008, 13:56

Prawda oczy kole. После премьеры художественного кинофильма Анджея Вайды «Катынь»

Кто расскажет, кто поверит
В горы трупов по утрам...

Велимир Хлебников, 1921

Чем эти «горы трупов» отличаются от тех, что были зарыты близ каждой советской областной тюрьмы? Лишь тем, что они были раскрыты и предъявлены миру в 1943 году, а потому на десятки лет стали предметом не глухого молчания, а глухой лжи. О лжи прежде всего — этот фильм. И о памяти.

Жены, мать, сестра — ждут (но не дождутся) своих живых, помнят своих погибших. В этих нескольких женщинах как бы сосредоточилась вся национальная память поляков о злодеянии. Глазами одной из них, жены расстрелянного в Катыни генерала, мы дважды видим «горы трупов». Сначала немецкую хронику, которую ей показывают немцы, желая, чтобы она выступила по радио — выступить отказалась. Потом на площади освобожденного Кракова, в толпе, она смотрит советскую хронику, которая должна заставить поляков поверить, что это было преступление гитлеровцев — поверить отказалась. И только в финале Вайда показывает нам расстрел и катынские рвы средствами художественного кино. И вот тут, как нигде на протяжении фильма, думаешь о наших погибших — замученных на следствии, померших в лагерях от голода и болезней, загазованных, как тамбовские крестьянские повстанцы (и об этом успел написать Хлебников), наконец, расстрелянных. Захороненных повсюду, в том числе и в этом же Катынском лесу, еще до поляков. И не забудем, что массовые расстрелы начались не в 37 м и не в 37 м закончились, тогда они лишь достигли своего пика.

В прошлом году я впервые побывала в Медном, где на одном мемориальном кладбище лежат шесть с лишним тысяч поляков из лагеря в Осташкове, расстрелянных в подвалах Калининской областной тюрьмы весной 1940 го, и около пяти тысяч советских граждан (необязательно русских — там, например, много карелов: в Тверской губернии издавна были карельские деревни), расстрелянных там же в 1937-1938 м. Молодая сотрудница музея рассказала нам, как расстреливали советских граждан, в частности упомянула, что стреляли (в затылок — это теперь каждому известно) из немецких пистолетов «Вальтер». — Из «Вальтеров»? В тридцать седьмом? — удивилась я, помня, что вальтеровские пули в черепах катынских убиенных по сей день служат некоторым, чтобы доказывать, что осуществление катынского убийства руками НКВД — «геббельсовская пропаганда». — Да, — ответила девушка, — расстреливали по двести человек в ночь, и советское оружие не выдерживало.

Оружие — не выдерживало. Как же нам, живым, всё это выдержать? Как было это выдержать — не говорю даже: польским офицерам на краю катынских рвов, в подвалах Калинина и Харькова, — но тем, кто их ждал, кто оставался верен им и их памяти?

Не всякий выдерживал.

Две сестры Поручика-Пилота, Агнешка (Магдалена Селецкая), вернувшаяся в Краков после участия в Варшавском восстании, и Ирена (Агнешка Глинская), директор школы в «новой Польше». Антигона и Исмена. Антигона похоронить Ореста не может, но решает поставить ему надгробную (без гроба) плиту с надписью: «...погиб в Катыни в 1940». Ее сестра хочет спасти в текущей жизни то, что можно, твердо уверенная, что «свободной Польши никогда не будет». Польские гэбэшники («убэки») арестуют Агнешку прямо на кладбище. Плита разбита — трещина не дает увидеть ни место гибели, ни дату.

Дата — вот что больше всего пугало и разъяряло коммунистические власти той, несвободной Польши. Они бы и согласились на один-другой памятничек «жертвам немецко-фашистских оккупантов» и с датой «1941» — такой долго стоял в Катынском лесу. Когда памятники (камни или кресты) с правильной датой появлялись на польских кладбищах (один был даже поставлен открыто — в период легальной «Солидарности»), их под покровом ночи разбивали или увозили.

Страшный, очевидный, но многих до сих пор всё еще смущающий параллелизм двух тоталитарных режимом появляется в картине с первой сцены — на мосту. 17 октября 1939. Толпа беженцев движется на восток. И внезапно оголтелый крик: «Возвращайтесь!» С той стороны тоже начинают притекать беженцы, спасающиеся от восточного союзника Третьего Рейха. Немецкие офицеры дружественно беседуют с красноармейскими командирами, наблюдают за погрузкой пленных, которых повезут на восток. Да и пропаганда — коммунистическая и национал-социалистическая — весьма похожа, даже если в случае Катыни «геббельсовская пропаганда» в своих целях использовала несомненную трагическую правду.

С Анджеем Вайдой и друзьями из «Мемориала» мы долго говорили о том, как «Катынь» будет воспринята в России. Нечего и говорить, что все мы жаждем, чтобы выход фильма на российские экраны состоялся. Но Арсений Рогинский (председатель правления общества "Мемориал" - прим.ред.), например, считает, что ряд моментов российскому зрителю не будет понятен: та же урна с прахом, та же дружественная беседа немецких и советских офицеров (неужели в России никто не видел фотографий совместного немецко-советского парада после окончательного разгрома Польши двумя союзниками? А это посильнее частной беседы), или почему никто не радуется, когда Ежи возвращается живой, хоть и в мундире коммунистической армии, и никто ему не доверяет. Я пересказала этот разговор моему польскому другу Адаму Поморскому. Он возразил: «Русские любознательны, они до всего доищутся». В самом деле, в эпоху все еще действующего Гутенберга и не устающего действовать послегутенберговского интернета правду обнаружить нетрудно — надо только захотеть.

Позволю себе закончить стишком, который я написала, вернувшись из Варшавы в Париж.

 

Анджею Вайде

Божьи мельницы мелют медленно,
а все-таки смелют.
Всё, что было в мy`ки смелено,
всё посмеют

перемесить в это тесто памяти,
которое всходит
над горизонтом, и наши пажити
правду уродят

 

Опубликовано: "Новая Польша", 2007, №10, перепечатано с разрешения автора

Наталья Горбаневская

© Ежедневный журнал

ОбществоМир

2194

21.03.2008, 13:56

URL: https://babr24.news/?ADE=44292

Bytes: 5776 / 5723

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Общество"

Выборы в МНП: кризис доверия вместо обновления

Выборы председателя Монгольской народной партии, прошедшие в прошлую субботу, стали очередным испытанием для монгольской политики. Официально победителем объявлен спикер парламента Д. Амарбаясгалан, однако процедура его избрания вызвала массу споров и сомнений в легитимности.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаСобытияМонголия

3120

30.09.2025

Эйфория и недоверие: исторические достижения The MongolZ совпали с коррупционными подозрениями

Монголия в эти месяцы переживает исторический момент в сфере киберспорта. Команда The MongolZ поднялась на первую строчку мирового рейтинга по CS 2, что стало прорывом не только для страны, но и для всего азиатского региона.

Эрнест Баатырев

ОбществоСкандалыСпортМонголия

1074

24.09.2025

Стратегические недра Монголии: богатство народа или прибыль корпораций

В Монголии продолжается обсуждение будущего стратегических месторождений полезных ископаемых. Премьер-министр Г. Занданшатар встретился с владельцами крупнейших лицензий, напомнив им, что ресурсы принадлежат всему народу.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияЭкономика и бизнесМонголия

4606

23.09.2025

Телеграм Новосибирска за неделю: представление Кудрявцеву, «Хилокское гетто» и новая должность Колмакова

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в новосибирском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 15 по 21 сентября 2025 года включительно.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаНовосибирск

5594

23.09.2025

Телеграм Томска за неделю: возможный уход Киселёвой и прямая линия Мазура

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 15 по 21 сентября 2025 года включительно. Возможный уход Киселёвой Появилась неофициальная информация о том, что Наталья Киселёва покинет пост заместителя губернатора Томской области.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаТомск

5796

22.09.2025

Лошади, дроны и вертолеты: как в Хубсугуле ищут пропавшего ребенка

Поиски двухлетнего мальчика, пропавшего 17 сентября в сомоне Тариалан аймака Хубсугул, уже несколько дней остаются главной темой для местных жителей и властей. Несмотря на масштабную операцию и подключение всех доступных ресурсов, ребенка до сих пор не удалось найти.

Эрнест Баатырев

ОбществоПроисшествияМонголия

1974

22.09.2025

Блогнот. Послесловие о выборах

Хочется немного порассуждать о происходящем. Безальтернативные выборы являются серьезной болезнью политического организма государства.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

5731

21.09.2025

Блогнот. Обращение к коллегам, членам Федеративного совета СЖР

Уважаемые коллеги, члены Федеративного совета, руководители региональных отделений! Обращаюсь к вам, чтобы прояснить ситуацию, которая сложилась в нашем Союзе журналистов России.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

6306

19.09.2025

В Монголии стартовал отопительный сезон: власти внедряют газ и экологичные брикеты

15 сентября в монгольской столице официально начался отопительный сезон. Для Улан-Батора этот день всегда становится важным рубежом. Вместе с холодами в город приходит и традиционная экологическая проблема.

Эрнест Баатырев

ОбществоМонголия

1555

18.09.2025

Инсайд. Работа краевой власти с федеральным центром

Федеральный вектор продолжает оставаться приоритетным для Михаила Котюкова. Не только многие его решения, но и в целом управленческий стиль можно объяснить желанием не отставать от трендов, которые задаются в высоких московских кабинетах. Не сказать, что в этом смысле он оригинален.

Кирилл Богданович

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесКрасноярск

6246

18.09.2025

Нам пишут. Ограничение количества фермерских животных – инициатива красноярских депутатов

В Государственную Думу внесен законопроект по ограничению количества животных и птицы в личных подсобных хозяйствах. Инициатива исходила от красноярских депутатов.

Валерий Лужный

ОбществоЭкономика и бизнесКрасноярск

6224

17.09.2025

Нам пишут. Открытое обращение к губернатору Красноярского края Михаилу Котюкову

Срочно! Жители Норильска в опасности из-за безалаберности руководства аэропорта «Алыкель»! Я — жительница Норильска, мать двоих маленьких детей, дочь пожилой бабушки, которая нуждается в постоянном уходе. Я пишу вам не ради сенсации.

Валерий Лужный

ОбществоСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

6825

16.09.2025

Лица Сибири

Страшников Юрий

Замарацкая Светлана

Гупалов Виктор

Предеин Сергей

Анисимов Сергей

Творогова Елена

Старцев Евгений

Клипа Инна

Осадчий Алексей

Эдельман Татьяна