Берегите детей от родителей
2008 год объявлен Годом семьи. Сразу представляется образ из рекламы: умилительный малыш, которого обнимают модельной внешности муж с женой, сидящие в чистых хоромах на кожаном диване.
Их глаза светятся счастьем, в углу бесшумно работает стиральная машинка, на суперплите в суперпосуде варится суп из суперпродуктов. Но это картинка из телевизора. А вот – из жизни.
Саша Щ., 16-летний подросток из Бодайбо, на городской свалке пил водку с бомжами. У друзей он был в авторитете. Во-первых, его отчим сидел в тюрьме. Во-вторых, сам Саша несколько месяцев назад был осуждён Бодайбинским судом за разбой с применением оружия. Подросток получил два года шесть месяцев условно, и это наказание не заставило его свернуть с криминальной тропинки. В тот злополучный день на свалке при распитии спиртных напитков Саша избил пьяного бомжа, после чего перерезал ему горло. И не просто перерезал, а нанёс ещё несколько ударов с таким рвением, что даже нож сломался. Когда настало утро, охранник свалки обложил труп бомжа коробками и сжёг, а подросток похвастался друзьям, что «воткнул нож в горло Валере и завалил его». Что это был за мужчина, как его фамилия, откуда он появился на свалке, установить так и не удалось. Известно только, что потерпевшего звали Валерой и у него не было постоянного места жительства. За беспричинное убийство Саша получил семь лет воспитательной колонии.
Как же шестнадцатилетний юнец превратился в жестокого убийцу? Известно, что формирование личности начинается уже в раннем детстве. Поскольку в этом возрасте ребятня не способна к абстрактному мышлению, она автоматически перенимает нормы, по которым живёт её ближайшее окружение, то есть семья. И в первую очередь – родители. Поступки мамы и папы, старших братьев и сестёр для детей, ещё не умеющих их осмыслить, становятся эталоном поведения в общении с другими людьми – сверстниками и взрослыми. Когда в более старшем возрасте подросткам начинают вкладывать в головы совершенно другие понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, у них, как правило, имеются уже свои, сложившиеся стереотипы и навыки. Это нередко приводит к внутреннему конфликту.
Первые и самые эмоционально сильные социальные впечатления, влияющие на характер и жизненные установки, растущий человек получает, таким образом, в семье. Недаром психологи утверждают, что травмы, полученные в детстве – особенно если они нанесены самыми близкими, родными людьми, – остаются потом на всю жизнь. И преступность взрослых обычно уходит корнями именно в то время, когда личность человека только формируется, когда вырабатывается его жизненная ориентация.
Но вернёмся к нашему герою. В детстве Саша был свидетелем частых ссор отца и матери. Когда семья распалась, мать привела в дом сожителя. Тот жестоко относился к пасынку, а вскоре его вообще посадили. Внутри семьи подросток поддерживал отношения с мужем сестры, в родне которого отсутствие судимости было нонсенсом. За два года до преступления на свалке они с шурином зашли как-то к другу последнего «выпить по 50 капель». В процессе распития водки шурин потребовал вдруг от товарища вернуть несуществующий, как потом выяснилось, долг. Схватил дружка-собутыльника за волосы, запрокинул ему голову и перерезал горло. Этот инцидент прочно засел в памяти 14-летнего мальчишки. Так прочно, что он, как видим, в точности скопировал жестокое убийство, свидетелем которого стал пару лет назад.
Когда шурина судили, вся его семья была привлечена к ответственности за дачу ложных показаний. Не осудили тогда разве что Сашу – по малолетству. После того как самому Александру вынесли приговор за убийство, его сестра избила свидетелей, давших по делу правдивые показания в суде, за что тоже оказалась на скамье подсудимых. Стоит добавить, что на момент совершения преступления подросток нигде не учился, не работал и состоял на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.
А что ещё можно было ожидать от мальчишки, живущего среди насилия и жестокости, естественных для его ближайшего окружения? Мы часто слышим: «Берегите детей!». Но что означает этот призыв? Следить за ребёнком, чтобы он не простывал на улице, не попал под машину, был сыт и одет? Конечно, скажут многие. И мало кто задумается о том, что детей зачастую нужно беречь от… собственных родителей.
Александр Крюков, старший преподаватель Юридического института ИГУ