Вынесем ли "русский крест"?
ООН прогнозирует сильное снижение численности населения России к 2025 году.
К 2025 году население России сократится до 128,2 млн., причем 96 % переселятся в города. Такой прогноз представлен в докладе ООН о перспективах урбанизации населения планеты до 2025 года. Есть ли сегодня основания для подобного пессимизма? Попробуем разобраться.
Сегодня в нашей стране коэффициент рождаемости соответствует 1,31, то есть в семьях воспитывается преимущественно по одному ребенку. В мире давно сложилось такое понятие, как "русский крест" – прямые на графике, обозначающие рождаемость и смертность, у нас пересеклись еще в относительно благополучном 1981 году: рождаемость стремится к нулю, а смертность растет. Чтобы остановить процесс вырождения нации, нужно, чтобы в каждой семье рождалось не менее трех детей. Оставляет желать лучшего и продолжительность жизни россиян, средний возраст которых составляет всего 66,6 года, причем мужчины в среднем доживают лишь до 60.
Безусловно, страшным ударом по генофонду нации стали так называемые "радикальные экономические реформы" девяностых годов прошлого века. Но они стали далеко не единственным фактором, приведшим к демографической катастрофе. Ведь "стареет" и благополучная Европа, где и ситуация стабильнее, и уровень жизни выше. Глубинные причины в другом. До революции Россия была преимущественного крестьянской страной. А крестьянские семьи были весьма многодетными. Парадоксально, но родителями, в какой-то мере, двигал меркантильный интерес. Ведь производили на свет потомство не только и не столько во имя продолжения рода, но и для удовлетворения нужды в рабочей силе и обеспечения собственной старости, ведь государственных пенсий тогда не знали.
В послевоенный период, особенно в 60-80-х годах наша страна уверенно шла по пути создания общества потребления – по сути, такого же, как на "загнивающем" Западе. А это подразумевает стремление человека к возрастанию собственных запросов на товары и услуги, а на детей времени остается все меньше. Сыграло свою роль и вовлечение женщин в активную экономическую деятельность: они перестали быть только домохозяйками и матерями, превратившись в работниц, служащих, менеджеров и пр. Дороже стали обходиться и сами дети: возросли затраты на образование, лечение, питание и одежду. Так мы и пришли к тому, что семьи, где растут трое детей, стали считаться многодетными.
Особенно тяжелой демографическая ситуация оказалась на селе. Первый удар по русской деревне нанесли реформы Столыпина, которые были призваны разрушить крестьянскую общину. Затем последовали Первая мировая и Гражданская войны. За ними – коллективизация с индустриализацией, потом Великая Отечественная война. Конечно, от войны пострадало не только село. Однако, города, в частности, Белгород, Воронеж, Сталинград во второй половине сороковых и позже фактически были заново отстроены, деревня же поднималась, по большей части, сама и не так быстро.
Брошенный советской властью лозунг о стирании грани между городом и селом так и не был реализован. А ведь начнись тогда газификация села и развитие всей инфраструктуры – дорог, телефонной связи, социальной сферы – возможно, наше село и не обезлюдело бы такими темпами. Однако послевоенная молодежь все активнее тянулась в город, все реже возвращались направленные туда на учебу молодые специалисты. А "реформы" девяностых деревню просто добили. Колхозы разваливались, работы не стало, мужики спивались или пускались на отхожие заработки. Слегка было поправили ситуацию переселенцы из бывших союзных республик, но и для них наше село, особенно нечерноземное, стало шоком, ведь национальные окраины в позднесоветский период еще развивались, а наша "глубинка" уже чахла. Поэтому русские из ближнего зарубежья тоже потянулись в города.
Сегодня казалось бы, власти приступили к решению демографической проблемы. Не станем отрицать успехов, связанных с действиями руководства страны и регионов в этой сфере. В России за 2007 год родилось малышей больше, чем за каждый из предыдущих десяти лет. Уровень рождаемости вырос по отношению к 2006 году на 8,7 %, одновременно показатель смертности снизился на 3,9 %. Согласимся, что свою роль сыграли и "материнский капитал", и улучшения лечебно-профилактической работы в учреждениях здравоохранения, и повышение заработков медикам.
Однако будем помнить и другое: страна переживет последствия бэби-бума первой половины 80-х. Теперь родившиеся тогда мальчики и девочки вступили в активный репродуктивный возраст и сами становятся родителями. Поэтому, с одной стороны, основания для осторожного оптимизма появились, с другой, ситуативный всплеск рождаемости должен превратиться, как минимум, в тенденцию.
Но еще два года назад в России смертность превышала рождаемость в полтора раза. Положительное соотношение – в пользу рождений – было зафиксировано только в 18-ти регионах (из 78-ми). Общая численность населения страны тогда уменьшилась почти на 520 тысяч человек.
В 2007-м показатель демографического соотношения снизился до 1,3. Пока – в пользу смерти. Рождаемость побеждает в 21-м регионе. В основном – на юге страны. Центральные, восточные и северные области по-прежнему становятся все более безлюдными, особенно село.
Общее количество россиян год назад уменьшилось на 220 тысяч человек (на 0,16 %). В масштабах страны мы можем говорить о снижениях темпов вымирания.
Но! Через несколько лет в репродуктивный возраст вступят родившиеся в 1993-1994 гг. Именно тогда был зафиксирован минимум новорожденных, и в 2011-2014 гг. годах нас ожидает мощный провал по рождаемости. Количество учащихся в начальных классах к 2020 году сократится вдвое против нынешнего и втрое ниже уровня конца 80-х годов. Более 20-ти (из 87-ми) регионов России имеют демографическую ситуацию, характеризуемую как "критическая". Но пока лишь в трех из них она признана учеными-демографами "неисправимой". Это Новгородская, Псковская и Тульская области. Последняя – одна из самых урбанизированных в России. Доля городского населения там превышает 86 %. Непосредственно сельским трудом (а именно он, по мнению ученых, стимулирует высокую рождаемость) занято менее 4 % жителей. Так что пессимистический прогноз ООН относительно численности сельского населения России к 2025 году в отдельно взятом ее субъекте выполнен досрочно.
Несмотря не предпринимаемые властями всех уровней меры, Тульская область – наглядный образец невозможности (или нежелания?) быстрого решения проблемы. Взять хотя бы жилье для сельских молодых специалистов. Согласно жилищной программе, область и центр оплачивают лишь 70 % общей стоимости положенных молодым агрономам и прочим работникам сельского хозяйства квадратных метров. Оставшуюся сумму нужно внести самостоятельно. Но сами чиновники признаются, что далеко не все молодые специалисты в состоянии заплатить такие деньги...
А что же меры материального стимулирования? Представим: наше государство будет давать по 250 тысяч (причем, наличными!) не только за второго, но и за любого ребенка. Плюс – по 25 тысяч в месяц матери до достижения малышом трехлетнего возраста. Всем молодоженам с детьми – по бесплатному двухэтажному коттеджу и по машине! И что? Страну это не спасет. Проверено на США в начале 80-х годов. Как только ввели подобные меры, там начали активно рожать бродяги, алкоголики, наркоманы и представители народов, которые не желают заниматься традиционным трудом, предпочитая попрошайничать. Обычные же американцы продолжали работать, имея не более двух детей. Через пять лет власти отменили эксперимент, но расхлебывают ситуацию с повышенной преступностью до сих пор. Детишки маргиналов подросли и продолжают дело родителей.
Что делать? Проблему можно решить только комплексно. И за долгие десятилетия. Естественно, нужно повышать материальное благосостояние семей с детьми. Именно за счет государства. Рост рождаемости это даст невысокий, но постоянный. Конечно, здоровый образ жизни. От возрождения спорта в школах и вузах, до развития сети
Проблему невозможно решить мерами одного только материального стимулирования спортивных объектов в каждом дворе. От удорожания крепких спиртных напитков до пропаганды культуры пития. Жесточайшая борьба с наркоманией. Вплоть до введения смертной казни для распространителей "белой дури". Всеобщая диспансеризация, регулярные обследования, бесплатная помощь на дому. Доступность лекарств, массовая пропаганда профилактики заболеваний. Морально-этический аспект. Школа, Церковь, семья, коллектив – везде человек должен понимать, что его здоровье является достоянием общества. Нельзя построить крепкую страну, если люди не будут следить за своим здоровьем. Плюс семейные ценности: дети должны иметь и маму, и папу. Тридцать лет назад у нас 15 % малышей росли с одним из родителей, сегодня уже при рождении в категорию "безотцовщина" попадает каждый третий ребенок...
Еще один аспект – привлечение на более выгодных для них условиях соотечественников из республик бывшего СССР, переехавших на национальные окраины в советские годы, и их потомков.
Однако пока эти меры остаются намерениями, говорить о переломе демографической ситуации в России преждевременно. И остается только надеяться, что прогноз ООН не сбудется.