Алексей Макаркин

© Ежедневный журнал

ПолитикаМир

4635

13.07.2007, 07:04

Россия и Украина: демократы и националисты

В Украине объявлено о создании мегаблока из десяти партий – объединения политических сил, ориентированных на президента Виктора Ющенко.

Характерная особенность этого проекта – резкое снижение влияния национал-демократов на политическую жизнь в стране. Главные участники объединительного проекта – пропрезидентская партия «Наша Украина» и «Народная самооборона», возглавляемая бывшим министром внутренних дел Юрием Луценко. Представители некогда знаменитого Руха и Украинской народной партии (УНП; национал-демократической партии с «руховскими» корнями) оказались на периферии объединительного процесса. Эти события могут быть поучительными и для российской оппозиции.

Действительно, «Наша Украина» — самая «рейтинговая» партия в этом политическом лагере (9-10%). Юрий Луценко – наиболее популярный политик, сделавший стратегическую ставку на союз с Ющенко (для Юлии Тимошенко любые альянсы с президентом являются сугубо тактическими), а его «Народная самооборона» имела неплохие шансы на самостоятельное преодоление 3-процентного избирательного барьера. Социологи давали ему 4-5%, чего вполне хватало для создания небольшой собственной фракции в Раде – другое дело, что планы Луценко куда масштабнее, чем периферийная роль в парламенте. Тем более что Ющенко настаивает на объединении всех участников «мегаблока» в политическую партию, чтобы сдержать центробежные процессы, традиционно свойственные большинству украинских политических проектов.

Соответственно только объединение усилий «Нашей Украины» и Луценко могло привести к серьезному увеличению мощи сторонников президента, которое позволило бы им претендовать на результат, сопоставимый с возможностями блока Юлии Тимошенко. Договориться удалось в формате, выработанном руководителем президентского секретариата Виктором Балогой. Луценко получил в избирательном списке будущего мегаблока первое место, которое ему были вынуждены уступить «нашеукраинцы» (понятное дело, что и в будущей партии он должен стать одной из наиболее значимых фигур).

Что же касается остальных политических сил, то они интересовали организаторов мегаблока в первую очередь в связи с необходимостью ликвидировать альтернативных игроков на «оранжевом» поле, исключая, разумеется, блок Тимошенко. Вспомним, что на прошлогодних выборах сторонникам Ющенко перед выборами не удалось сохранить единство. Наряду с «Нашей Украиной» в избирательной кампании участвовали Украинский народный блок Костенко-Плюща (был создан на основе УНП) и блок «Пора-ПРП», которые не прошли в парламент, однако «на двоих» получили свыше 3% голосов избирателей, в противном случае, скорее всего, доставшихся бы «Нашей Украине». «Руховцы» же тогда входили в состав «Нашей Украины». Следовательно, возник вопрос о том, куда же девать национал-демократов, в каком формате они должны присутствовать в мегаблоке?

Неудивительно, что организаторы мегаблока вступили в сложные переговоры с объединением «Правица», в состав которого вошли Народный Рух Украины (лидер – бывший министр иностранных дел Борис Тарасюк; «номер 3» в списке «Нашей Украины» образца 2006 года), Украинская народная партия (УНП; лидер – бывший министр экологии Юрий Костенко) и партия «Собор» (лидер – Анатолий Матвиенко, в последние советские годы возглавлявший украинский комсомол, а сейчас ставший национально ориентированным политиком). Кстати, в эволюции Матвиенко нет ничего особо удивительного – тот же Тарасюк в 1980-е годы был вполне лояльным сотрудником ЦК компартии Украины.

Вначале «Правица» вела переговоры с «Нашей Украиной» и «Народной самообороной» на равных – между ними в начале июня было даже достигнуто принципиальное соглашение о создании мегаблока. Однако сторонам никак не удавалось договориться о составе избирательного списка («Правица» претендовала хотя бы на одно место если не в первой пятерке, то в первой десятке, а также на ряд других преференций). Кроме того, национал-демократы настаивали на включении в число приоритетных ряда важных для них, но крайне противоречиво воспринимаемых в обществе положений – о вступлении страны в НАТО, о реабилитации УПА («бандеровцев»), о безусловном приоритете украинского языка. В случае принятия этих требований ющенковцам было бы крайне сложно апеллировать к поддержке избирателей за пределами западных и некоторых близких к Западу центральных областей Украины.

В то же время социологические данные Центра Разумкова (одной из наиболее авторитетных украинских исследовательских структур) демонстрируют, что за блок «Нашей Украины» и «Народной самообороны» готовы проголосовать 16,4% респондентов, а за блок «Нашей Украины», «Народной самообороны» и «Правицы» — 16,9%. Данные фонда «Общественное мнение» свидетельствуют, что «Правица» сейчас может рассчитывать на поддержку лишь 0,6% избирателей. Такой партнер не мог навязывать свои условия – максимум, на что он мог рассчитывать, это десяток «проходных» мест в списке для высшего руководства партий, входящих в состав «Правицы». В результате правые оказались перед выбором – либо идти на безнадежные выборы самостоятельно, либо согласиться на свою периферийную роль в списке. Тарасюк, Костенко и Матвиенко выбрали второй вариант, обеспечивающий им места во второй десятке списка.

В украинском мегаблоке национал-демократы оказались на периферии. Приоритет отдан социал-либеральным европейским ценностям и исповедующим их политикам. И это при том, что украинские национал-демократы также позиционируют себя в качестве последовательных европейцев (впрочем, в самой Европе уже устали от других национал-демократов – польских – в лице эпатажных братьев Качиньских). В российской же радикальной оппозиции ситуация прямо противоположная.

Последние события в «Другой России» не снизили, а, напротив, повысили роль собственных национал-радикалов (у которых, к слову, нет ничего европейского) в этом политическом проекте. Теперь к запрещенной НБП добавилось движение «Народ» Сергея Гуляева, который апеллирует к ностальгии по советским временам и стремится объединить национальную и демократическую идеи. Все предыдущие подобные начинания в российских условиях заканчивались тем, что первая благополучно вытесняла вторую (в Украине этого удалось избежать, как уже говорилось выше, из-за влияния европейской идеи). Зато «Другую Россию» покинуло значительное количество фигур ярко выраженной либеральной окраски – от Касьянова до Сатарова. Перекос очевиден, тенденция тревожна.

С чем же связано такое различие? Быть может, с тем, что в Украине речь идет о предвыборном политическом проекте, лидеры и активисты которого рассчитывают на электоральный успех – и, следовательно, отодвигают на второй-третий план те структуры, которые этот успех обеспечить не могут. В России же в силу объективных причин «Другая России» от думских выборов отстранена, и на первый план для нее выходят уличные акции, а, следовательно, приоритет отдается тем,

кто может наиболее активно в этих акциях участвовать, вне зависимости от особенностей их идеологических взглядов.

Часть российских демократов уже опиралась на подобные аргументы, хотя и в принципиально иной политической ситуации – в 1992 году, когда формировался антиельцинский Фронт национального спасения, также лево-правый проект, одной из его задач стала организация массовых уличных акций. Тогда Илья Константинов и Михаил Астафьев (полузабытые ныне, но весьма известные тогда политики радикально-демократического толка) очень быстро переняли приоритеты своих бывших оппонентов, которые в августе 91-го находились на стороне ГКЧП. Причем объясняли свои действия очень просто: сейчас надо «повалить» режим Ельцина, а дальше можно будет и размежеваться, возобновив идеологические споры. Практика показала всю иллюзорность этих расчетов, однако теперь, похоже, мы наблюдаем аналогичный процесс, хотя и в принципиально иных условиях (в 92-м Борис Ельцин был символом российских реформ, а нынешняя власть, исчерпав реформаторскую повестку на первом путинском президентском сроке, занялась контрреформами).

Но факт остается фактом – и он не приближает «Другую Россию» к успеху, отталкивая от нее тех либералов, которые ранее были готовы с ней сотрудничать, и, в то же время, не привлекая на ее сторону большинство националистов, для которых эта организация как была чужой, так и останется.

Алексей Макаркин

© Ежедневный журнал

ПолитикаМир

4635

13.07.2007, 07:04

URL: https://babr24.news/?ADE=38920

Bytes: 8218 / 8218

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Политика"

Депутата Кудрявцева удерживают во фракции «Единой России». Лелик, ты мигни...

В Иркутске продолжает разворачиваться кудрявцевстори. Автор следующей серии – глава медвежьей фракции в думе Иркутска Алексей Вепрев.

Георгий Булычев

ПолитикаСкандалыОбществоИркутск

566

20.02.2025

Галя, у нас отмена: выборы мэра необъединенного Нижнеилимского района

Споткнулась на середине очередная попытка быстро и безболезненно ампутировать органы самоуправления в муниципалитетах первого уровня. На сей раз крах подкрался к муниципальной реформе в Нижнеилимском районе.

Глеб Севостьянов

ПолитикаИркутск

5250

19.02.2025

Инсайд. Как Сергей Сергеевич Варзин к успеху шёл

2023 и 2024 годы ознаменовались значимыми посадками самых одиозных личностей нашего любимого Берёзовского района. Пока авторитетные представители криминалитета зарабатывали себе прописку в СИЗО и ИК, в их тени тихонько рос Серёжа Варзин, заворожённо наблюдая и обучаясь незаконному искусству.

Кирилл Богданович

ПолитикаСкандалыКрасноярск

2049

19.02.2025

Иркутская КПРФ: троянский конь норовит ожеребиться

Выборы губернатора Иркутской области, считай, на носу, и первый секретарь иркутского обкома Сергей Левченко развел бурную деятельность.

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

4891

19.02.2025

Блогнот. Суровая расправа над многодетной матерью в Усть-Баргузине

Очередное судебное заседание в отношении Ольги Шестаковой, лишённой родительских прав на четверых детей, состоялось 4 января в Баргузинском районе Республики Бурятия. Подробности разбирательств изложены во мнении юриста А.И. Булахова. Это не первое и не последнее судебное заседание.

Есения Линней

ПолитикаОбществоСкандалыБурятия

4900

18.02.2025

Инсайд. Чёрный вторник. Томский обзор

Губернатор Владимир Мазур силен в привычках: ни одна неделя не обходится без точечного кадрового решения. На этот раз Владимир Владимирович превзошел самого себя: позвал бывшего и.о. мэра Томска Михаила Ратнера в свои заместители по агропромышленному комплексу.

Ярослава Грин

ПолитикаТомск

4112

18.02.2025

Фундамент для катастрофы. Почему театр «Байкал» строят на деревянных костылях и китайских предупреждениях

В столице Бурятии разгорается новый строительный скандал, грозящий похоронить амбициозный проект театра «Байкал» — той самой жемчужины мастер-плана Улан-Удэ, которым так гордо хвастались перед самим президентом Владимиром Путиным.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

5869

18.02.2025

Инсайд. «Опрос» красноярского экс-вице-мэра Юрия Савина

Стали известны причины задержания бывшего вице-мэра Юрия Савина. Выяснилось, что сотрудники ОЭБиПК подозревают его в незаконном использовании служебного транспорта. Дома у Савина провели обыск, самого Савина доставили на Металлургов 33А, опросили и отпустили домой.

Кирилл Богданович

ПолитикаСкандалыКрасноярск

3223

18.02.2025

От мэра к сыну. Не самое культурное наследие ангарского мэра.

Глубочайший инсайд из самого логова администрации Петрова, где не так давно сыну главы Ангарского городского округа между делом перепало почти 8 гектаров хвойного леса на берегу Китоя под строительство элитного коттеджного посёлка всего за 187 тысяч рублей.

Ярослава Грин

ПолитикаНедвижимостьСкандалыИркутск

15318

18.02.2025

Часы Cartier, борсетка из кожи крокодила и дорогой портфель. За что арестовали Георгия Жигульского?

Хуже незваного гостя для новосибирских чиновников, даже бывших, только незваные гости из ФСБ. В начале прошлой недели к экс-руководителю департамента земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска Георгию Жигульскому пришли с обыском.

Алексей Серебряный

ПолитикаКриминалСкандалыНовосибирск

4460

17.02.2025

Телеграм Красноярска за неделю. Национальный центр и искупление Усса

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 10 по 16 февраля включительно. Филиал национального центра Не утихает обсуждение филиала наццентра «Россия», который в конце 2025 года должен появиться в Красноярске.

Анна Роменская

ПолитикаСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

12099

17.02.2025

Телеграм Иркутска за неделю: партийные интриги в преддверии выборов губернатора

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 10 по 16 февраля включительно. Переворот в Свердловском обкоме КПРФ Продолжает разрастаться скандал вокруг раскола обкома КПРФ.

Глеб Севостьянов

ПолитикаИркутск

7912

17.02.2025

Лица Сибири

Купцевич Андрей

Батуев Цыденжап

Головина Екатерина

Диксон Виталий

Асеева Анна

Мякина Анастасия

Шишмарёв Виталий

Кутищева Вера

Наговицын Вячеслав Владимирович

Брагина Светлана