Любовь в 43 позициях
«Что-то сегодня у вас глаза подозрительно блестят», – так, согласно то ли анекдоту, то ли мифу, любил говаривать товарищ Сталин кому-нибудь из своих приближенных за день – за два до ареста.
«Блеск глаз», согласно методологии товарища Сталина, и являлся тем самым критерием, по которому он определял, кого казнить, а кого миловать.
С тех пор утекло много воды и слетело много голов. Критерий, условно называемый «блеск глаз», между тем, в своей основе в нашей стране сохранился. Правда, усложнился.
Нынешний президент вывел формулу из 43 составляющих, по которым будут определять, хорош ли тот или иной губернатор и стоит ли его переназначать на новый губернаторский срок. Вообще в первоначальном варианте, говорят, было аж 127 позиций, но потом в Кремле, видно, подумали, что такой объем переваривания отчетности им не потянуть.
О чем идет речь? В сущности, о том, как живет на той или иной территории подведомственный народец, богатеет ли та земля или, напротив, хиреет и погружается в беспросветный упадок.
Вот, скажем, растет региональный валовый продукт – хорошо, падает – плохо, начальнику минус. Число безработных – еще коэффициент. Количество инвестиций на душу – еще один. Хотя, с другой стороны, если в регионе нефть имеется или уголь, в разработку которых можно вкладывать много и успешно, то ведь заслуги лично товарища губернатора в том нет никакой, а ему все равно, получается, плюс. А вот если много ветхого жилья – то это явно ему минус, хотя ветхость может быть унаследована от предшественников и, страшно сказать, Советской власти. А вот как оценить показатель «условия для развития малого предпринимательства»? Это от кого какой откат потребовали что ли? Или – инвестиции в сельское хозяйство? Туда же, при большом желании можно вбухать денег немеренно. Все будет непременно освоено, но не факт, что с толком.
Или вот еще решили в Кремле учитывать число выпускников школ, успешно сдавших ЕГЭ. Дело хорошее. Знание, как говорится, сила. Но представьте себе, что вы – глава какой-нибудь северокавказской республики. Что вы делаете в канун сдачи этого самого ЕГЭ, от которого, пусть даже на одну долю из 43, зависит ваше собственное политическое будущее? Ясно дело, что вы рассылаете по всем подвластным вам школам высочайший циркуляр, чтоб, блин, этот ЕГЭ сдали как надо. Вы ж помните, как в советское время секретари ЦК среднеазиатских республик рапортовали об объемах сданного хлопка-сырца? Этим «отчетным» хлопком можно было просто завалиться. А в реальности был дефицит, и хлопок для ивановских ткацких фабрик закупали в Египте. Так будет и теперь и с ЕГЭ, и со всеми другими показателями, которые хоть как-то подвластны губернаторскому субъективному воздействию.
Попытки прописать всяческие регламенты, критерии и тому подобные регуляции совершенно понятны. Так неизбежно должно происходить в стране, где вся и полнота власти, и ответственность за нее (в глазах обывателей, по крайней мере) сосредоточена в одном сакральном месте – все это сфокусировано на верховном правителе. Он – единственная реальная власть. Он за все отвечает. Он знает (подразумевается, что знает) все. Он все (подразумевается) видит. Он изначально и бесконечно мудр. Он изначально непогрешим. Он - суть воплощенная мудрость нашего бытия, не только не имеющая права на ошибку, но лишенная самим Богом, даровавшим ему власть, какой бы то ни было возможности такую ошибку совершить.
Сегодня в стране создана вертикаль власти, которая сходится в вершине своей в сущности, на одном единственном человеке. И он совершенно искренне хочет, чтобы стране и ее богоспасаемым людишкам было лучше. Богаче. Здоровее и все такое прочее. Но при этом он никому не верит и понимает, что созданная им система не подразумевает никакого механизма такого доверия ни снизу доверху, ни сверху донизу. Но и такого сомнительного показателя, как только «блеск в глазах», ему тоже, судя по всему, уже недостаточно. Он хочет хоть какой-то объективности. Она в данном случае разложена на 43 составляющие.
Вообще-то есть куда более простой путь. В мире он опробован и худо-бедно работает в очень многих странах, хотя и не без огрех. Называется «выборы» – всеобщие, тайные и прямые. Это, знаете, когда народ периодически приходит на выборы и эдак, знаете ли, на глазок, оценивает, годится ли тот или иной губернатор (или кандидат на это место) того, чтобы за него голосовать. В головах избирателей при этом вряд ли с математической четкостью выстраиваются всякие выкладки насчет рождаемости, помноженной на коэффициент зарплат бюжетников к частному сектору, минус безработица, плюс инвестиции на душу населения, разделить на обеспеченность питьевой водой. Избиратели просто в уме прикидывают, согласно своим представлениям о том, что изменилось в их собственной жизни и что должно измениться, – годится тот или иной человек или не годится. И если они ошибутся – а они порой ошибаются весьма жестоко – то им, в конце концов, с их избранником и жить.
Почему бы и нам не пойти таким же простым путем? Мне кажется, по двум причинам. Первая: президент не очень верит, что нынешний российский обыватель сделает правильный (хотя и ради себя же самого) выбор и не хочет ему предоставить право на ошибку, опасаясь последствий «русских ошибок». Второе: российский обыватель ничего такого, собственно, от президента и не требует. Его, знаете ли, бремя выбора тяготит сильно.