Дело директора-пирата
В защиту Александра Поносова выступили три тысячи интернет-пользователей и один чиновник.
В Верещагинском районном суде Пермского края идут слушания по делу о защите авторских прав корпорации «Майкрософт». Нарушил их, по версии обвинителей, директор сельской школы Александр Поносов.
В августе 2005 года в Сепычевскую среднюю школу-новостройку поступили двенадцать компьютеров с уже установленными программами. По данным техосмотра, программы были установлены на компьютеры в ноябре 2004 года, то есть директор к установке пиратских программ не причастен.
Региональный представитель «Майкрософт» еще во время предварительного следствия отказался от предъявления иска. Дело пришлось возбуждать не по заявлению потерпевшего, а по факту обнаружения контрафактной продукции. Но почему «пришлось»? Прокурор района не мог допустить, чтобы дело развалилось до суда: из краевой прокуратуры якобы пришла разнарядка на шесть уголовных дел по пиратству…
29 января состоится второе судебное заседание по делу директора Сепычевской школы Александра Поносова.
Весь январь история этого процесса не сходила со страниц газет и интернет-изданий. 22 января в «ЖЖ» началась акция в поддержку директора сельской школы. Всем желающим выступить в его защиту было предложено зайти на сайт «Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы» и оставить там такое сообщение: «Уважаемые члены Общественной палаты! <…> Мы призываем вас проконтролировать эту ситуацию. Мы обеспокоены тем, что из невинного человека, который, как и большинство простых пользователей, не может с первого взгляда отличить пиратскую продукцию от лицензионной, сделают «козла отпущения». Мы считаем, что в подобного рода делах бороться надо не с потребителями, а с производителями и поставщиками нелицензионной продукции. Группа обеспокоенных интернет-пользователей».
Этот же текст организаторы акции предлагали оставлять на сайтах генерального прокурора и президента РФ, а также отправлять по почте губернатору Пермского края Олегу Чиркунову. За несколько дней в акции приняли участие больше трех тысяч пользователей.
В защиту директора Сепычевской школы выступали также писатели, режиссеры, культурологи. Однако официальные лица хранили молчание. Первым и пока единственным чиновником, отреагировавшим на дело Поносова, стал глава «Роспечати» Михаил Сеславинский. 23 января Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям («Роспечать») распространило официальное заявление, в котором говорилось о том, что ведомство готово из внебюджетных средств возместить корпорации «Майкрософт» ущерб, нанесенный сепычевскими школьниками.
В тот же день стало известно, что «Роспечать» не намерена ограничиваться официальным заявлением и всерьез решила принять участие в судьбе сепычевского директора. 23 января прокурор Верещагинского района Юрий Троянов, судья Вера Баракина и сам Поносов получили телеграммы за подписью Михаила Сеславинского. Глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям еще раз повторял свою готовность заплатить «Майкрософту» 266 тысяч.
Александр Поносов инициативу Сеславинского не одобрил.
— Я это воспринял так: высокий чиновник дает нашему прокурору прямое указание засудить меня. Ведь платить «Майкрософту» 266 тысяч придется только в том случае, если суд признает меня виновным. Я же намерен доказать свою невиновность. Районный суд — это еще только начало борьбы. Но наверху меня, похоже, уже похоронили. А поскольку шум поднялся большой, то они решили «подсластить» пилюлю: благородно заплатить мой долг «Майкрософту». Но я не признаю себя должником корпорации!
Александр Поносов написал письмо, где предложил Михаилу Сеславинскому поучаствовать в деле несколько иначе:
— Если у них действительно есть желание помочь, то пусть издадут брошюру с материалами дела и комментариями юристов, а потом разошлют ее во все российские школы. Ведь на моем месте может оказаться каждый директор.
Пермским чиновникам также пришлось прокомментировать дело Александра Поносова. В администрации края подводились итоги реализации нацпроектов за 2006 год. Все шло гладко, пока глава Пермского муниципального района Александр Кузнецов не решил поинтересоваться, что делать, если модернизация образования приведет к таким же последствиям, как в селе Сепыч?
— По моим данным, нас ждет массовая проверка наличия лицензионных программ. Не секрет, что использование пиратского софта стало системой. Непонятно, из бюджетов каких уровней должно закупаться лицензионное программное обеспечение. Хочется ясности, — заявил Кузнецов.
— Министерство не может встать на защиту директора Сепычевской школы, — тут же ответил министр образования Пермского края Николай Карпушин. — Пользоваться пиратской программой нельзя!
— Почему это Министерство образования не может защитить директора школы? — удивился Кузнецов. — Мы обязаны встать на защиту Поносова.
Министр образования Пермского края обещал разобраться в ситуации.
Под текст
Остается один вопрос: почему не нашли тех, кто за-грузил пиратские копии? Конечный пользователь ближе и, главное, беззащитнее.
У директора школы по определению (вернее, по должностной инструкции) положение крайнего: он отвечает за соблюдение законодательства на территории школы. Его повседневная работа — разрешение неразрешимых противоречий. Несколько лет подряд накануне первого сентября можно прочитать тревожные сообщения о том, сколько школ не готовы, по мнению пожарных и СЭС, принять детей после каникул. Но в положенный час занятия начинаются. Это директоров расплющивают между управлением образования и пожарными. Причем управления образования, которые должны предоставить директору возможность работать, грозят снять его с работы, лишают премии… А когда он наконец договаривается, ему напоминают: если что-то случится, вся ответственность на нем.
Ответственность за аварийные здания, за негодную электропроводку, за старые парты и школьные обеды, за то, что компьютеров в школе нет, и за то, что они есть, но с палеными программами, за то, что напольное покрытие в компьютерном классе не соответствует требованиям СЭС. Директор вообще пускает детей в школу на свой страх и риск. Это делает его очень удобным в управлении: у него всегда есть нарушения, за которые его можно привлечь к ответственности или припугнуть, чтобы слушался.