Дмитрий Таевский, БАБР.RU

© Babr24.com

ЭкологияМир

14617

02.12.2006, 18:29

Росатом напрягся

Незаметная, казалось бы, на фоне общего политического кризиса в стране скромная пресс-конференция иркутских экологов по поводу хранения на территории Ангарского электролизно-химического комбината (АЭХК) внезапно вызвала сильную реакцию со стороны ряда СМИ, Росатома и входящих в него структур.

Буквально на следующий день после пресс-конференции в газете "Коммерсант" появилась интересная статья, казалось бы, напрочь опровергающая изыскания экологов (http://www.kommersant.ru/region/khabarovsk/page.htm?year=2006&issue=226&id=189321§ion=6613). В статье приводятся мнения сотрудников АЭХК и Техснабэкспорта - государственной компании в структуре Росатома.

Было бы трудно ожидать, что заинтересованные стороны сразу и откровенно признают правоту экологов. Начальник производственно-технического отдела АЭХК Александр Тетерин попытался обосновать бессмысленность экологических претензий тем, что пресловутых гексафторид урана - это не газ, а твердое вещество. Однако господин Тетерин совершенно забыл уточнить, в каких именно условиях это вещество становится твердым, а в каких - газообразным, и главное - насколько оно все-таки вредно для человека. Ведь известно, что вода тоже является твердым веществом - если его заморозить - и из него даже можно строить здания.

Да, в определенных условиях гексафторид урана - это твердое вещество, что не делает его менее опасным. При контакте с воздушными парами атмосферы это вещество создает ряд смертельно опасных для человека соединений, которые способны разноситься ветром на большие расстояния. Но, самое главное - гексафторид урана, подобно йоду, преобразуется в газ при малейшем нагревании, и тогда радиус его поражения увеличивается в десятки раз. Если же десятитонная цистерна с этим веществом оказывается в районе пожара или хотя бы просто резкого увеличения температуры - она взрывается ничуть не хуже приличной химической бомбы.

Генеральный директор АЭХК в интервью газете "Коммерсант" вообще договорился до того, что ни сам уран, ни отходы его обогащения не являются радиоактивными. Очень странное заявление для столь высокого лица - вполне вероятно, господин Шопен попросту забыл школьную физику и химию, либо, в лучших традициях российских чиновников, пытается убедить всех в том, что черное - это белое.

Пресс-служба ОАО "Техснабэкспорт" прямо заявила о том, что на АЭХК не ввозятся и не хранятся радиоактивные отходы, а "в рамках соглашений с европейскими компаниями на АЭХК поставляется стратегически важное урановое сырье, используемое для обогащения. Частично это позволяет закрыть дефицит урана в стране". Вот тут наблюдается интересная подмена понятий, которая, вероятнее всего, и будет в дальнейшем использоваться для забалтывания ситуации и борьбы с экологами при создании Международного ядерного центра в Ангарске.

Начать с того, что в России нет дефицита урана. Уран добывается в объемах, вполне достаточных для того, чтобы не только перекрыть всю потребность всех российских атомных станций, но и успешно продавать его за рубеж. Правда, по некоторым данным, еще в середине 90-х годов весь объем добычи урана на Краснокаменском месторождении был втихую продан в США, однако с 1991 года потребности России в уране упали в десятки раз, так как многие АЭС остались за нынешними границами страны, а вопрос о военном уране вообще был закрыт. Тот же самый "Техснабэкспорт" судится с министерством торговли США из-за ограничений на продажу российского урана за рубеж.

В любом случае сырье для обогащения может приобретаться в Казахстане, а никак не в странах Европы, где в принципе нет собственных месторождений. Если так называемое "сырье" ввозится из стран Европы - то это не природная урановая руда, а тот самый низкообогащенный гексафторид урана, который остается после первичного обогащения урана. И тут экологи совершенно правы: в России этот гексафторид дообогащается, однако отнюдь не для перекрытия дефицита урана в стране, а для возвращения дообогащенного урана назад в Европу. 90% же гексафторида урана, оставшегося после обогащения, остается в России - в качестве отходов.

Проблема в том, что то, что в Европе считается отходами ядерного производства, при пересечении границы России чудесным образом превращается в "сырье". И это естественно - так как ввоз ядерных отходов на территорию России категорически запрещен.

Само собой, признавать то, что на территории АЭХК складируются ядерные отходы из Европы, не станет ни один из высокопоставленных руководителей Росатома. Удивляет, однако, то, с какой скоростью отреагировали заинтересованные стороны на, казалось бы, весьма скромные предположения экологов. Что косвенно свидетельствует о том, что экологи попали в точку.

Между тем некоторые сотрудники того же АЭКХ прямо признают, что опасность существует, и она достаточно высокая. Так, технический директор и главный инженер АЭХК Сергей Кошелев дал ангарской газете "Время" большое интервью, в котором, в частности, сообщил:

"... нельзя сказать, что ГФУ полностью безопасен, он является вредным химическим веществом.

Обеднённый отвал после охлаждения и отверждения хранится на складе, расположенном на территории комбината, в специальных стальных ёмкостях.

Технология центробежного метода разделения изотопов урана, применяемая на комбинате, впервые была отработана в России и действует с 1963 года. Ничего принципиально нового с созданием МЦОУ не появится. "

Дмитрий Таевский, БАБР.RU

© Babr24.com

ЭкологияМир

14617

02.12.2006, 18:29

URL: https://babr24.news/?ADE=34404

bytes: 5594 / 5376

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Дмитрий Таевский, БАБР.RU.

Другие статьи в рубрике "Экология"

Мусорный кризис в Тайшете: как избежать штрафов и решить проблему?

Ситуация с вывозом твердых коммунальных отходов в Тайшете вызывает серьезное беспокойство. Город столкнулся с мусорным кризисом, который длится уже несколько месяцев. Главной причиной стал конфликт между администрацией города и региональным оператором, занимающимся вывозом отходов.

Анна Моль

ЭкологияЖКХИркутск

446

22.11.2024

2,5 миллиарда на паузе: что мешает ликвидировать накопленный вред?

Сохранение окружающей среды требует не только строгого контроля, но и значительных финансовых вложений. Для реализации природоохранных мероприятий, особенно связанных с ликвидацией объектов накопленного экологического вреда, часто требуется перераспределение бюджетных средств.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск

1124

22.11.2024

Чёрные лесорубы побеждают: что происходит в лесах Иркутской области

Незаконные вырубки лесов стали настоящим бичом для Иркутской области. И в этом контексте власти не устают рапортовать об успехах в лесовосстановлении.

Анна Моль

ЭкологияИркутск

5667

20.11.2024

Промышленный вылов омуля: есть ли будущее у Байкала?

Снова разговоры о промышленном вылове омуля. Чиновники заявляют, что перспективы хорошие, осталось только организовать рыбопромысловые участки. Но, честно говоря, это звучит как издевательство. Омуль, главная рыба Байкала, и так на грани выживания.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Бурятия Байкал

6235

18.11.2024

Расплескалась чернота… «Томскнефть» опять нанесла ущерб природе

Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области выявил нарушения со стороны «Томскнефти». Фирма вновь попалась на разливе «чёрного золота». Под угрозой оказались животные. Об этом и не только – в материале Бабра.

Андрей Игнатьев

ЭкологияЭкономика и бизнесТомск

5586

14.11.2024

Ртуть в 100 раз выше нормы: Усольехимпром – долгострой экологической катастрофы

Когда-то «Усольехимпром» был флагманом химической промышленности, а сегодня его токсичное наследие стало символом бесконечного потока обещаний, растущих бюджетов и коррупции. Прошло более 30 лет с тех пор, как этот гигант превратился в одну из самых опасных экологических зон России.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск

8954

14.11.2024

Ущерб природе Саган-Хушуна: «Заповедное Прибайкалье» продолжает игнорировать экологию

На Ольхоне разгорелся конфликт вокруг строительства подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Этот священный для местных жителей объект оказался в центре противостояния между защитниками природы и культурного наследия и инициаторами проекта.

Анна Моль

ЭкологияТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

16588

13.11.2024

В Томске избран новый «мусорный король». Статус регионального оператора отдадут «АБФ Логистик»

Наконец место «Спецавтохозяйства» в Томске и Томском районе отдали другой организации. 6 ноября 2024 года стало известно о том, что новым региональным оператором по вывозу твёрдых коммунальных отходов в седьмой зоне станет ООО «АБФ Логистик».

Андрей Тихонов

ЭкологияЭкономика и бизнесСкандалыТомск

7543

12.11.2024

Росатом и БЦБК: когда освоение бюджета важнее экологии

Байкальск когда-то символизировал торжество промышленного прогресса над природными ограничениями. Но сегодня он – яркий пример того, как попытка извлечь выгоду любой ценой может обернуться экологической и социальной катастрофой.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

8137

12.11.2024

Итоги викторины Бабра: Заповедник ЮНЕСКО в Красноярском крае

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включён один из заповедников Красноярского края. Он играет ключевую роль в сохранении уникальной экосистемы региона. Именно на знание этого заповедника Бабр провел викторину среди своих читателей в телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24).

Денис Большаков

ЭкологияКрасноярск

7549

08.11.2024

«Не дышится!» – иркутяне снова жалуются на едкие выбросы в Первомайском районе

В Иркутске жители Первомайского вновь обеспокоены проблемой загрязнения воздуха. 1 ноября 2024 года горожане сообщили о неприятных запахах и едких выбросах, которые буквально повисли в воздухе над районом.

Анна Моль

ЭкологияИркутск

11001

05.11.2024

Свалка на берегу Байкала: провальная рекультивация. Фоторепортаж Бабра

В Центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкала, буквально в паре километрах от озера, на протяжении нескольких лет разрасталась свалка бытовых и промышленных отходов. Объем свалки оценивается в 40 тысяч кубометров, а ее площадь составляет пять гектаров.

Екатерина Вильмс

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаБурятия Байкал

9686

31.10.2024

Лица Сибири

Волков Аркадий

Обухов Александр

Шевченко Светлана

Москаленко Алексей

Бриль Николай

Цыденов Алексей

Салко Дмитрий

Тенигин Алексей

Пур Григорий

Сандаков Яков