Сегодня Пасха - с треском бьются яйца…
Праздник Пасхи был придуман еще евреями. И назывался у них Песах. Собственно к Христу праздник не имел никакого отношения. Однако случилось так, что вся история с распятием Христа и его воскресением случилась как раз под Пасху, вот и стал полу-языческий иудейский праздник самым великим христианским.
До революции 1917 года Пасху в России любили. Пасхе предшествовал длительный и изнурительный Великий пост, в последнюю неделю которого нельзы было есть практически ничего. Понятно, что после этого даже яйца были деликатесами, не говоря уже о сдобных куличах и пришедшем от евреев блюдом "пасха". Астральный смысл праздника простому народу был, очевидно, не особо интересен. Мужички поздравляли друг друга с воскресением Христа, целовались и выпивали по единой, пока не упадут…
В советское время Пасха, хотя и не была под запретом, но не особо и одобрялась. Тем не менее яйца красили многие. И звонили друг другу наутро (или ходили в гости) с традиционной фразой "Христос воскрес!". Помню даже анекдот на эту тему: "Идет Брежнев по коридору пасхальным утром. Ему навстречу идет партийный товарищ и говорит: - Христос воскрес, Леонид Ильич! Брежнев ему - Да-да. Идет навстречу второй и тоже говорит: - Христос воскрес, Леонид Ильич! Брежнев ему - Да-да, мне уже сообщили."
Пост, конечно, никто не соблюдал. Разве что за исключением совсем глубоких старух. Собственно, вся жизнь в застойное время была сплошным постом: хотя колбаса и стоила 2-20, что при зарплате 120 рублей "инженерских" было совсем неплохо, но вот достать эту несчастную колбасу было возможно или по блату, или в громадной очереди. Интеллигенция того времени шепетом обсуждала, что на загнивающем Западе по 15 сортов колбасы на каждом прилавке. Сбылась мечта идиотов… Впрочем, не о колбасе речь.
Ну а раз поста нет, то и яйца елись не так чтобы в охотку. Помню, как мать с утра уговаривала меня чокнуться яйцами и похристосоваться. Мне, пионеру (а потом комсомольцу) было не то чтобы зазорно, но как-то не по себе. Вероятно, чувствовалась наигранность ситуации. Собственно ведь, мне в те годы этот Христос был как-то до лампочки. Да и сейчас как-то… пива мы с ним не пили, детей не крестили…
Кстати, о битье яйцами. Вот как раз этот обычай к христианству не имеет никакого отношения. Это просто старинная русская игра - катать яйца со специальных горок, так, чтобы они сталкивались друг с другом. У кого яйцо треснет - тот проиграл, а яйцо достается победителю. Бабушка рассказывала, что иногда пацаны наигрыали столько яиц, что с трудом приносили их домой. Подспорье для дома было хорошее, тем более что яйца в деревне у всех были свои, добротные, экологически чистые…
Скоро сказка сказывается… Когда кончился совок, русский народ малость ошалел. Пятнадцати сортов колбасы еще не было, а свобода трепать языком уже появилась. Хорошо помню, как все соседи, да и я сам, выписывали буквально все литературные журналы - там публиковались многочисленные разоблачения, запрещенные ранее авторы, правда о сталинизме… Прямо скажем, в те годы было как-то не до Пасхи. По-моему, даже богомольные бабульки по-прежнему сильно не афишировали процесс, а потихоньку несли в узелках куличи святить до ближайшей церкви.
Кстати, о куличах. Неосвященные куличи можно есть в любое время года. Правда, с них толстеют сильно. А вот в Пасху, вернее, накануне, куличи надо освятить в церкви. Без этого весь эффект пропадает.
Между прочим, шутки шутками, а мне, человеку совершенно неверующему, довольно забавно было обнаружить, что вода, освященная в цекрви на Крещение, не портится в течение года. Даже к физикам носил посмотреть, что там с этой водой. Ничего, говорят - вода да вода… Мистика. Или промысел божий - кто его знает.
А в 1988 году началось… Началось с того, что Боря Ельцин приперся в церковь. И пригласил на свою инаугурацию патриарха. Который - рад стараться - пришел. Занятно, кстати, слышать это слово в отношении российского президента. Инаугурация вообще-то - это возведение на престол нового папы римского. Кто прикрутил это словечко к российским руководителям - непонятно. То ли словечко понравилось, то ли думали, что в словарь никто не посмотрит. Кстати, после 1990 года словари на слове "инаугурация" срочным образом поправили, заменив папу на руководителя государства. Смешно.
Борю, понятно, клинило от выпитого, вот и забрел в церковь. Но церковникам понравилось. Типа они теперь не отделены от государства по декрету 1918 года, а совсем даже наоборот, если к ним сам президент в гости захаживает.
Зато русскому народу сильно понравилась новая идея духовности. То, что теперь в церковь не только можно, но и нужно. Как раньше на партсобрание - можешь, конечно, и не ходить, но отношение к тебе будет уже не то. Выпадаешь из тусовки как-то. А в церковь сходил - считай, к русской духовности приобщился. Особенно если алкашам на входе по рублику раздал на опохмел.
Поститься, конечно, никто не стал. Ломает русский народ поститься. Барство все это. И изврат. Правда, отдельные одухотворенные барышни из интеллигенток все-таки постятся. А так как русской интеллигенции делать что бы то ни было без идеи как-то зазорно, то девушки подводят под это сложную теоретическую базу. Мол, не все так просто в этой жизни. Народ-то - он знал, когда нужно поститься, а когда нельзя. И все было придумано совсем не зазря, а специально, вроде как когда зерно в амбарах к весне заканчивается, то и попоститься не грех.
Забавная теория. Много на нее народу повелось. Правда, немного недодумали, что в Иудее, где все это было придумано, как бы субтропический климат, а иудеи вообще народ скотоводческий, так что ни о каком зерне и речь быть не может. А зерно по весне в амбарах на Руси заканчивалось только у лентяев, пьяниц и бедняков, что, впрочем, одно и то же.
Да бог с ними, с барышнями. Перебесятся и замуж выйдут.
Зато саму Пасху народ отмечает весело. С размахом. Яйца разбирают загодя, за месяц, на радость процветающему региональному бизнесу. Куличи самопальные, неизвестно на чем замешанные, по дурным ценам, за два дня уходят с прилавков влет. В предпасхальную субботу еще с вечера все ломятся в церковь и интенсивно там тусуются. Зачем, почему - без разницы. Просто еще одна тусовка. Все равно что День города - не пойти на набережную ну просто зазорно.
При чем здесь только православие? Впрочем, им там, в церкви, виднее.
К чему я все это? Да так… Просто постоял вечерком у входа в храм, понаблюдал на нетрезвых девиц и парней, которые азартно ломятся внутрь церкви, на вспотевших новых русских под ручки с своими разнаряженными женами, на толпы граждан, непонятно зачем сюда пришедших - и вспомнил свою маму, которая, хотя и истинно верующая, конечно, в эту субботу никуда не пойдет, а будет встречать праздник одна, дома… Потому что праздник, как и бог - он не в церкви, не на иконе - он в душе…
И еще вспомнилась хорошая поговорка - отдайте кесарю кесарево, а слесарю слесарево. Когда наш патриарх косноязычно призывает всех к миру и согласию, а назавтра так же косноязычно призывает к крестовому походу против католиков - это, хотя и звучит отвратительно, но понять можно. В конце концов человек выполняет свою работу и деньги за это получает. Но когда бизнесмен, травящий население просроченной тушенкой, на пару с научным сотрудником бьет земные поклоны, когда иркутский писатель, резво перебежавший с партийных позиций на национально-духовные, невнятно мусолит заезженые религиозные штампы с экрана вместо того, чтобы глаголом жечь сердца людей или на крайний случай бороться за права человека, когда первый канал телевидения отдает пол-дня на трансляцию пасхальной всенощной (то есть фактически гонит рекламу РПЦ) - я этого НЕ ПОНИМАЮ.
Но тем не менее - с праздником! Христос воскрес!
(C) Вениамин Канцельсон