Крах Сергея Ерощенко: причины и следствия

За прошедшее с момента невероятной победы Сергея Левченко на губернаторских выборах в Иркутской области время многие высказывали свою точку зрения на причины произошедшего.

Однако, по здравому размышлению, все эти эксперты недооценивают глубины и масштабов процессов, которые привели к краху Сергея Ерощенко.

В том, что это был именно крах, сомневаться не приходится: в победе Ерощенко не сомневался никто, включая самого Сергея Левченко. В ближайшем окружении победившего кандидата в губернаторы рассказывают, что в ночь выборов он был не в меньшем шоке, чем когда-то внезапно выигравший кандидат в мэры Иркутска Виктор Кондрашов.

Однако о следствиях этого краха чуть ниже. А пока - о причинах.

Сергей Ерощенко никогда не имел никакого политического опыта. Даже его комсомольский опыт ограничивался секретарем ячейки НИИ из десятка человек. Правда, он управлял крупной компанией – но опыт бизнес-управления очень мало поход на управление государственное. И главное различие заключается в том, что в бизнесе схема «я начальник – ты дурак» работает стопроцентно, а в госуправлении – лишь иногда.

Как умный человек, Сергей Ерощенко не мог не понимать, что с политической точки зрения он, как губернатор-новичок – полный дилетант. И вполне закономерно подобрал себе компетентную команду. Однако первая проблема оказалась в том, что команда получилась как раз некомпетентной.

Большинство членов команды умели главное – произвести впечатление. Однако по сути они были или совершенно несостоятельны на своем месте (к примеру, как прискорбно известный министр образования Елена Осипова), или банально решали собственные дела (поименно называть не станем – их слишком много). Однако вся члены команды не упускали момент, чтобы не посоветовать своему шефу что-то концептуальное и основополагающее.

Со временем стало понятно, что многочисленные советчики советуют что-то не то, а нанятые министры рулят не туда. Однако очень мало кто из людей способен трезво оценивать свои промахи и ошибки, и еще меньше – публично признавать их. Среди успешных бизнесменов таких людей и еще меньше. Не стал исключением и Сергей Ерощенко. К примеру, на вопиющую некомпетентность той же Елены Осиповой ему указывали с самого начала ее работы на посту министра – однако снять ее губернатор так и не решился.

Безусловно, любой кадровый выбор для губернатора – крайне сложная задача, многократно осложняемая как раз советчиками, каждый из которых, как правило, имеет собственные шкурные интересы. И определить, советуют ли ему какую-то кандидатуру из соображений пользы для дела или для того, чтобы протолкнуть нужного человека на нужное место, очень непросто. Однако роль руководителя в том и заключается, чтобы умело эти вопросы решать.

Именно некомпетентная команда (в которой, конечно, были золотые головы – но очень мало) и привела Сергея Ерощенко к провалу на выборах. Именно эта команда взяла на себя управление избирательным штабом, завалила весь регион рассказами о достижениях губернатора – а результат мы все видели.

Впрочем, и сам губернатор приложил к этому немало усилий.

У каждого губернатора есть изначальный выбор: нравиться Кремлю или нравиться народу. В ситуации, когда губернаторов назначали, первый выбор был более безопасным. Потому что, как мы помним, для команды Путина сменить губернатора было делом одного дня, что было продемонстрировано иркутянам на примере Бориса Говорина, Александра Тишанина и Дмитрия Мезенцева. С другой стороны, покойный Юрий Ножиков или здравствующий глава Кемеровской области Аман Тулеев шли по второму пути, и в итогах их избирательных кампаний не сомневался никто.

Сергей Ерощенко с самого начала встал на путь тесного взаимодействия с Кремлем. Соответственно, отставив население региона на второй план. Правда, заинтересовать Кремль именно в своей кандидатуре ему так и не удалось – но тут больше проблема внутреннего кремлевского гадюшника и людей, искренне желающих Сергею Чемезову, курирующему Иркутскую область, поскорее сойти со сцены. Именно с этой нестабильностью во взаимоотношениях с Кремлем и были связаны нервозные попытки Ерощенко во что бы то ни стало пойти на переизбрание в 2015 году.

В стремлении понравиться Кремлю, Сергей Ерощенко демонстративно, силовыми методами, провел три избирательные кампании: выборы в Законодательное собрание второго созыва 2013 года, выборы глав муниципалитетов и выборы в муниципальные думы 2014 года. И если на выборах в Законодательное собрание умная и опытная Людмила Берлина легко обвела Ерощенко вокруг пальца, поставив на ключевые позиции своих людей, то на выборах 2014 года губернатор и его команда показали себя во всей красе. Депутатам и мэрам буквально вывернули руки, чтобы добиться нужного результата: подавляющего приоритета единороссов и ставленников большого «серого дома». Такие вещи не забываются ни народом, ни депутатами, выброшенными из гонки по распоряжению «серого дома», ни самими мэрами.

Политический беспредел нагляднее всего был продемонстрирован в городах Иркутске и Ангарске, где «ненужных» кандидатов снимали с выборов всеми правдами и неправдами. При этом губернатор и его первый зам по политике Николай Слободчиков не учитывали одной небольшой тонкости – все эти кандидаты на местной уровне, как правило, являются серьезными политическими фигурами с значительным авторитетом, а после несправедливой расправы они становятся их противниками навсегда. Один такой противник имеет мало значения в противостоянии с губернаторской командой, но когда их десятки – результат губернаторских выборов получается именно таким, каким он получился в Иркутске и Ангарске.

Отметим, что в умении наживать врагов Сергей Ерощенко вообще вряд ли имел себе равных. Конечно, губернатор без достойных противников – не губернатор. Но ссориться с серьезными представителями политической элиты буквально на пустом месте, из-за достаточно подростковых причин – не самый лучший способ обрести популярность. Совершенно на пустом месте Сергей Ерощенко вступил в затяжной и непродуктивный конфликт с Александром Битаровым, Владимиром Матиенко, Алексеем Красноштановым, Виктором Кругловым, Олегом Геевским, Виктором Кондрашовым, Антоном Романовым – всеми теми людьми, которые впоследствии встали во главе так называемой «строительной оппозиции» и в конечном итоге обеспечили победу Сергею Левченко. Можно по-разному оценивать этих «оппозиционеров», особенно двух последних, однако нельзя не признать, что за ними стоят колоссальные лоббистские, финансовые и человеческие ресурсы. И опять же, каждый из них может быть существенно слабее губернатора – но в ситуации, когда они договорились, они легко сломили сопротивление «серого дома».

Немалую, хотя и незримую, роль в поражении Сергея Ерощенко сыграла Людмила Берлина. Сейчас, по прошествии времени, ее смело можно назвать «политиком номер один» в Иркутской области как минимум за последние пятнадцать лет. Гамбит, который Людмила Берлина умело разыграла, уйдя с поста спикера, явился сильнейшим, хотя и отложенным, ударом по губернатору. Беспомощный Сергей Брилка во главе Заксобрания и региональной «Единой России» так и не смог консолидировать депутатов и политиков на сопротивление оппозиции, в результате чего Заксобрание фактически исчезло из политической жизни региона. Над Усть-Ордынским округом, курировавшимся именно Людмилой Берлиной, был потерян контроль – вследствие чего буряты проголосовали, как им Будда на душу положил. Консультации, которые Берлина наверняка проводила с лидерами оппозиции, позволили той сформировать грамотную стратегию на выборах – и победить.

Отметим, что именно Людмила Берлина «сдала» скандальное дело по Ангарским хуторам, которое оппозиция тут же подняла на щит.

Нельзя не отметить и бойцов незримого фронта, наверняка сыгравших свою скрипку в процессе поражения Ерощенко. Неизвестно как, но губернатор ухитрился испортить отношения и с руководителем ФСБ по Иркутской области. Это была ошибка – региональная власть оказалась без поддержки одного из крупных силовиков. И хотя ФСБ вряд ли напрямую поддерживала команду Сергея Левченко, но в итоге как минимум не препятствовала ей. Не ввязывались в предвыборную драку и другие силовики – Следственный комитет и МВД, здраво рассудив, что это не их война.

Не будем уподобляться некоторым другим журналистам и огульно хаять Сергея Ерощенко. В период его работы на посту губернатора было сделано очень многое для региона и города Иркутска. Система взаимодействия с крупными федеральными бизнес-структурами была отстроена достаточно четко. Мощные инфраструктурные проекты и денежные потоки из федерального центра вполне могли обеспечить региону более чем безбедное существование даже на фоне затяжного экономического кризиса. Регион вошел во все федеральные целевые программы, вопрос о массовом развитии туризма на Байкале впервые за долгие годы сдвинулся с мертвой точки. Однако, напомним, главную задачу избираемого губернатора – нравиться населению – Сергей Ерощенко так и не выполнил. Население далеко от понимания сущности ФЦП и ему безразличен поток туристов. Населению нужен харизматичный губернатор, дотации, снижение цен и обещание светлого будущего. То есть Левченко.

И о последствиях краха.

На самом деле вся система губернаторских выборов в России изначально порочна. Проблема в том, что губернатор избирается народом из числа желающих управлять регионом не по деловым критериям, а по обаянию и умению красиво говорить.

По начальной задумке авторов ельцинской Конституции, в соответствии с которой мы и имеем счастье жить, губернатор должен быть некой «вывеской» своей области, человеком, который представляет регион в Кремле и среди других регионов, умеет разрезать ленточки, обаятельно улыбаться и присутствовать на высокопоставленных приемах. А всей хозяйственной работой должен заниматься назначенный председатель правительства региона – умелый и опытный управленец.

Однако и в Иркутской области, и практически во всех остальных российских регионах должности губернатора и председателя правительства совмещены. Население выбирает себе губернатора, то есть представителя региона в Москве, а тем самым выбирает и руководителя региона – который, как в случае с Ерощенко, так и в случае с Левченко, не имеет никакого опыта такого управления.

Напомним, в советское время роль губернатора играл руководитель областной партийной организации – обкома КПСС. А роль председателя правительства – председатель облисполкома. Такой председатель всегда проходил все ступени управленческой иерархии, с самых низов, набираясь опыта и достаточно долго перед своим назначением работая заместителем главы региона. В современной России вся эта система уничтожена – на любую должность может внезапно попасть кто угодно. Со всем своим уровнем некомпетентности.

В случае с Ерощенко ситуация была все-таки гораздо легче: ему достался весь аппарат предыдущего губернатора, который и без руководителя хорошо знал, что нужно делать. И менял эту команду Сергей Ерощенко аккуратно, оставляя на ключевых постах нужных ему людей.

Сергей Левченко, в полном соответствии с революционными принципами, уже заявил о намерении избавиться от всей команды Ерощенко, в первую очередь уволив первых лиц региона. Своей управленческой команды у Левченко нет, соответственно, все по тем же революционным принципам, на ключевые посты будут поставлены ближайшие товарищи по борьбе. То есть большей частью бесполезные в управленческом смысле люди. Единственный надежный кадр с опытом работы, которого Левченко может попытаться уговорить на работу в своей команде – это Александр Битаров, но сколько времени два медведя проживут в одной берлоге – большой вопрос.

Ситуацию существенно осложняет и то, что в азарте победы коммунисты горят жаждой мести. Соответственно намереваясь уволить тех, кто работал против них – невзирая на их деловые качества.

Однако в системе госуправления нет места таким понятиям, как месть. На носу крайне тяжелый бюджет 2016 года, в региональной казне денег кот наплакал, зарплату бюджетникам Левченко тоже будет платить не из своего кармана. Мэры городов, только что «кинувшие» Сергея Ерощенко, уже через месяц поставят ребром вопрос о зимнем периоде, отоплении, дотациях и других малоприятных для губернатора проблемах. Эти вопросы нужно будет решать быстро и компетентно. Кто их будет решать – вопрос совершенно туманный. Само собой, Геннадий Зюганов поможет и деньгами, и московскими «варягами» на ключевые посты – но эта помощь не будет постоянной.

Пошли прахом и многие договоренность на экономическом уровне, которые решались лично Сергеем Ерощенко и Николаем Слободчиковым. Понятно, что в этих договоренностях руководители региона не забывали и себя – но в любом случае это были долгосрочные планы по реализации крупных экономических проектов. По всей видимости, на них тоже будет поставлен крест.

И, естественно, назад вернутся те, кто вполне заслуженно был отстранен от «кормушки» за неумеренную жадность и воровство. Эти люди, примкнувшие к оппозиции, сейчас станут требовать возвращения своих позиций – и вряд ли команда Левченко сможет им отказать. Последствия этого могут быть очень нехорошими.

С красным восходом тебя, Иркутск.

URL: https://babr24.news/?ADE=139087

bytes: 13218 / 13142

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Леонид Улих, социальный эколог, социал-обозреватель.

На сайте опубликовано 101 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Политика"

Сессия Заксобрания: принятие бюджета и защита Астафьева

Ноябрьская сессия для депутатов Заксобрания Красноярского края выдалась предельно насыщенной – народным избранникам пришлось рассмотреть 71 вопрос. Впрочем, главным предметом депутатского собрания стал вопрос о принятии краевого бюджета на следующие три года.

Александр Тубин

ПолитикаКрасноярск

380

22.11.2024

Замороженный Уоян. Что стоит за отставкой главы поселения?

Осень 2024 года отметилась беспрецедентным политическим кризисом в поселке Новый Уоян Северо-Байкальского района Бурятии.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыРасследованияБурятия

256

22.11.2024

Блогнот. Томская экс-неделя

На этой неделе чуть взволновала новость о добровольной отставке депутата Законодательной думы Томской области Марата Валеева, хотя сама новость, как выяснили мои подписчики, яйца выеденного не стоит. По закону избранный депутатом Валеев должен был прекратить адвокатскую практику.

Андрей Игнатьев

ПолитикаТомск

704

22.11.2024

Не откладываем денежки на потом: разбор бюджета Иркутской области

На минувшей сессии Законодательного собрания Иркутской области, которая прошла 20 ноября, в первом чтении был принят бюджет региона на 2025 и плановый период 2026-2027 годов. При этом уже сейчас известно, что ко второму чтению ожидаются поправки, в первую очередь – на объекты капитального ремонта.

Глеб Севостьянов

ПолитикаЭкономика и бизнесИркутск

1275

22.11.2024

В списках не значился: вычеркивание памятников архитектуры

С 12 по 14 ноября на сайте Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области было опубликовано более 350 экспертиз исторических зданий.

Лилия Войнич

ПолитикаКультураИркутск

6333

21.11.2024

Лекарства вместо врачей, форумы вместо образования. На чем пытается экономить правительство Бурятии в 2025-2027 годах

Бабр подробнее ознакомился с проектом бюджета Бурятии на 2025-2027 годы, который принят депутатами Народного Хурала в первом чтении. Собственные доходы республики стремительно тают, опускаясь ниже 50%.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

6101

21.11.2024

Инсайд. Банка с пауками по-красноярски

Сотрудники красноярского департамента градостроительства в растерянности. В понедельник красноярский градоначальник Владислав Логинов представил нового заместителя. Но представил так размыто, что никто и не понял, какую именно должность будет занимать приехавший из Москвы Алексей Тихомиров.

Кирилл Богданович

ПолитикаКрасноярск

2697

21.11.2024

Инсайд. Окладникова и ее «антикоррупционная оговорка»

Закончилась эпопея с выбором министра экономразвития региона. Как становится известно, не стоит ожидать перехода на данную должность амбициозного руководителя фонда Центр «Мой бизнес» Диляры Окладниковой. Ведь такая ротация создала бы для нее определенные сложности.

Ярослава Грин

ПолитикаЭкономика и бизнесСкандалыИркутск

5347

21.11.2024

Худшие главы Бурятии в октябре. Рейтинг Бабра

Октябрь 2024 года в Бурятии запомнился громкими отставками, коммунальными авариями и коррупционными скандалами. Бабр представляет трио глав муниципальных образований, чья управленческая некомпетентность граничит с преступной халатностью. 3.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия

6725

21.11.2024

Сабрина Амо: «Активность наказуема». Интервью Бабра

Наталья Семенова, лидер бурятского отделения «Яблока», преподаватель этики, фронтвумен рок-группы «Аборт Мозга» — фигура противоречивая. В музыкальной среде она известна как Сабрина Амо. Политика, тяжелая музыка, психотерапевтические романы, каратэ — как это все сочетается в одном человеке?

Виктор Кулагин

ПолитикаКультураБурятия

4610

20.11.2024

Торгово-экономическое сотрудничество Приангарья и Армении обсудили накануне

Завершился двухдневный визит делегации Совета Федерации в Армению. В составе российской парламентской группы работал сенатор от Иркутской областиАндрей Чернышев. Главным событием стало 38-е заседание российско-армянской Межпарламентской комиссии, где обсуждались вопросы сотрудничества.

Алина Саратова

ПолитикаОбществоРоссия Иркутск

3307

20.11.2024

Упор на СПГ: реализация «дорожной карты» по газификации Красноярья вызывает вопросы

В октябре 2024 года губернатор Красноярского края Михаил Котюков и председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер подписали план-график газификации региона. Первое обсуждение реализации «дорожной карты» прошло 16 ноября в Санкт-Петербурге и оставило после себя больше вопросов, чем ответов.

Денис Большаков

ПолитикаЖКХЭкономика и бизнесКрасноярск

3296

20.11.2024

Лица Сибири

Жалсараев Анатолий

Калабин Геннадий

Шагин Владимир

Макаров Алексей

Ситников Анатолий

Коженков Сергей

Большешапов Михаил

Цыбиков Батор

Иванов Вячеслав

Власенко Олег