"Какого черта нас сюда сослали?"
14 августа первый самолет с украинскими беженцами с двухчасовой задержкой приземлился в аэропорту "Байкал" города Улан-Удэ. Борт встречала целая толпа представителей различных ведомств, числом если не превосходящая самих беженцев, то близкая к тому.
По залу прилета сновали туда-сюда представители Минсоцзащиты в белых жилетках (именно они встречали украинцев и провожали к автобусам), три десятка полицейских охраняли зону прохода, водители автобусов, чиновники и пресса все вместе создавали дикую суматоху и дежурный уже давно перестал вставать с места, когда кто-нибудь вдруг «пикал» в рамке метоллоискателя на входе в аэровокзал.
Услышав шум приземляющегося самолета, все заняли свои места, а через минуту по коридору уже шли прибывшие «погостить» украинцы. Уставшие от девятичасового перелета из Симферополя в Улан-Удэ через Оренбург, застигнутые врасплох палящим бурятским солнцем, они, тем не менее, энергично махали встречавшим их людям, улыбались, и выкрикивали что-то на украинском в ответ на наши «Добро пожаловать!».
Беженцев встречали восемь автобусов, которые должны были доставить их в санаторий «Светлый». Но прилетевшие не спешили загружаться в автобусы.
- Из одной скриньки у другую, дайте хоть подишати маленько! – возмущалась пожилая дама в годах, выходя на улицу из здания аэропорта.
Среди прибывших были и грудные дети, и беременные женщины, и пожилые люди. Кто-то прилетел семьей, кто-то один. Были и отчаянные компании молодых людей, для которых перелет в Россию оказался «очередным приключением». Но объединяло всех одно: они пережили ужас войны. Именно войной они называют то, что происходит сейчас на юго-востоке Украины:
- Мы с детьми уехали из Донецка почти сразу же, как там начались военные действия – у нас там осталась квартира и все имущество. Надеемся что осталось. Муж у меня сейчас сражается на стороне ополчения. Очень переживает, что мы настолько далеко, – рассказала Газете РБ девушка с двумя совсем еще маленькими детками на руках. - Но сейчас мы уже далеко от выстрелов и рвущихся снарядов – это главное.
Война заставила всех этих людей бросить свои дома и поехать так далеко, лишь бы подальше от разрухи и голода. Большинство даже не знало, куда именно они летят.
Некоторые переживали по поводу трудоустройства: «Я учитель украинского языка. Ну, вот кому я тут такая нужна?», «А рядом с этим «Светлым» есть шахта?», - слышится из толпы.
Ни представители министерства социальной защиты населения, ни сами беженцы не знают, как долго они пробудут в Бурятии. По словам одного из прибывших, у организаторов есть определенная программа действий, но им ее не оглашают, а лишь знакомят с текущим этапом, по факту. Оставаться навсегда в нашей гостеприимной республике никто не хочет:
- Как только ситуация на родине разрешится, мы сразу вернемся домой, и не важно кто там будет у власти главное, чтобы не было войны, - говорит Михаил, глава многодетного семейства. - Сказать, что все вроде бы рады, конечно, нельзя. Люди буквально вчера покинули зону боевых действий. Ровно - скажем так. И все вроде бы ровно, но…
Устав от общения со СМИ, палящего солнца и «чуточку слишком вежливых» кураторов, вынужденные гости Бурятии стали разбредаться по территории аэропорта – кто покурить, кто просто в тенечке отдохнуть. Тут то и начались самые интересные разговоры:
- Какого черта? Почему нас сюда-то «сослали»? Я думал рядом буду от дома если что всегда и связаться можно и доехать, а тут на тебе Улан-Уде! – громко возмущался мужчина, выкуривая уже третью сигарету.
Чего это он? Географию не учил что ли.
Если наш «Улан-Уде» еще можно не знать, то уж слово «Байкал» в названии аэропорта должно было намекнуть что это от Украины ой как далеко. Как оказывается географию он учил, вот только когда заполнял документы для перелета, то думал что летит в Анапу. И не он один.
- Мы тоже думали что в Анапу летим, а оказалось вон оно как. Нас просто поставили перед фактом, когда деваться уже было некуда в прямом смысле, - хором утверждали высунувшиеся из автобуса шахтеры.
Дальше больше. Оказалось, что беженцев буквально «вербовали» на перелет. По их словам, к ним в пунктах временного размещения подходили люди и всячески уговаривали лететь.
- У нас, говорят на борт 40 человек не хватает, будто план какой у них на беженцев, что ли… - говорят люди, попавшие в Бурятию.
Несмотря на такое «недоразумение», жители юго-востока Украины вполне довольны текущим положением вещей.
«По крайней мере, солнце здесь еще жарче», - говорят они.
Автор: Артем Котов. Фото автора.
Источник: