Чтобы помнили. Маленький Большой человек – букинист Владимир Суздальский
Нет такого томича, который бы не знал магазин «Суздальский». Это сейчас в городе несколько лавок древностей, где любители раритета могут поживиться чем-то уникальным или просто посмотреть на старинные вещи. А в середине 80-х ничего такого и в помине не было. Точнее было, но только у одного человека.
29 ноября 1996 года Томск простился с настоящей легендой Сибирских Афин – букинистом, театралом и сердцем интеллектуальной тусовки города – Владимиром Суздальским. Он выделялся даже внешне – «ростом и лицом». И хотя первым не вышел, это не мешало ему быть всеми обожаемым «лицом» Сибирских Афин. После ухода Суздальского из этого лучшего из миров Серебряный век Томска литературного, интеллектуального начал угасать, уступая место веку технологий.
Во всем знаком, во всем артист
Володя Суздальский появился на свет в трагическом 1941 году в семье врачей. И семью эту уважал и знал весь Томск. Дед, доктор медицинских наук, профессор, заведовал кафедрой гигиены Томского мединститута и был одним из создателей и деканом санитарно-гигиенического факультета. Мама Владимира была гематологом, кандидатом медицинских наук и в течение восьми лет работала главным врачом в клинике им. А. Г. Савиных.
Владимир сначала хотел отдать дань семейной традиции и поступил на «фармочку» в Томский мединститут. Тогда университет было один – Томский государственный, это уж потом, ближе к «нулевым» все институты вдруг повысили свой статус. Однако учиться в меде он не стал – литературная предрасположенность взяла свое, и Владимир ушел на заочное отделение историко-филологического факультета ТГУ. Одновременно с этим он занялся книжной торговлей.
Суздальский обладал уникальным кругозором, в городе его называли самым грамотным томичом, и человеком, который знает все. Он почти с придыханием относился к книгам, они были для него чем-то сакральным, особенным.
«У него была какая-то особая любовь к книге, которая у человека либо от Бога, либо прививается в семье с детства. Такими же были дар общения и Володины доброта, душевность. Володя был центром человеческого общения, в котором разговоры о литературе и искусстве легко трансформировались в обмен мнениями о жизни прошлой, настоящей и будущей», – писал Виктор Нилов, журналист и соратник Владимира.
Филькин автограф
Начитанность Суздальского была просто невероятной, к тому же он долгие годы являлся единственным букинистом в городе. Его молитвами и при непосредственном участии Суздальского в Томске были созданы клубы книголюбов «Мечта», «Библиофил», «Сибирские Афины». Он писал статьи, рецензии, вел телепередачу на телевидении на «почтухе» – в то время так называли Северск и все закрытые города в России – «почтовый ящик».
Однажды произошел и курьезный случай. К Владимиру пришла плохо одетая немолодая женщина и принесла на продажу детские книжки в не очень хорошем состоянии. Но Суздальский, глянув на нее, понял, что женщину к нему привела крайняя нужда, и взял книжки. Правда, ворчал, пока листал, странички были порваны, засалены, изрисованы. Он предложил по рублю за каждую, томичка согласилась.
- Как ваша фамилия? – спросил он.
- Филькина, - тихо ответила женщина.
- Тогда по три рубля, за Филькин автограф! – улыбнулся Суздальский и действительно, заплатил тройную цену вместо обещанной вначале.
Владимир принимал книги на продажу от томичей в своем небольшом кабинетике без окон. Иногда ему попадались в книгах удивительные редкости. Владимир Суздальский спрашивал разрешения оставить вещь себе и ему, как правило, давали на это «добро». Однажды ему досталась настоящая бальная карточка, которая помогала танцующим на балах дамам запомнить очередность кавалеров.
«Его называли Маленький большой человек, а я – просто Вовочкой, ему нравилось такое мое обращение, – поделился воспоминаниями с Бабром Лентий Усов, друг Владимира Суздальского. – Благодаря ему все любители книги в Томске обрели свой дом, вся наша интеллигенция собиралась тогда у Суздальского. С ним связан первый наш первый журнал «Томская старина». Это же легендарный был человек! И когда его не стало, на долгие годы в Томске образовалась пустота, которую нечем и некем было заполнить. Долго. Только сейчас молодым томским талантам удается продолжить его дело, и это радует, дает надежду на свет».
Фото: https://obzor.city