Жвачкин: "Спад рождаемости вызван лихими 90-ми и эхом войны"
Губернатор Томской области Сергей Жвачкин отчитался за 2020 год. Его слова о причинах сокращения численности населения заставили многих, если не гомерически смеяться, то, во всяком случае, хохотнуть.
«В этом показателе примерно равные доли занимают миграционная и естественная убыль. В чем причина? Во-первых, спад рождаемости – его мы с вами наблюдаем с 2015 года в целом по стране. Это эхо войны и лихие 90-е годы. Но хочу сказать: женщины в Томской области не стали меньше рожать – просто рожениц стало меньше. Во-вторых, из-за эпидемии практически остановились миграционные потоки. А для студенческой столицы России – города-университета – это имеет определяющее значение. В-третьих, к сожалению, после десятилетнего периода снижения смертности в 2020 году по понятным причинам зафиксирован ее рост», – сказал Жвачкин.
А эхо какой войны, губернатор не уточнил? Отечественной 1812 года? Или, быть может, одной из Русско-турецких? Ладно, шутки в сторону. ВОВ не может влиять на уровень рождаемости спустя столько лет. Да и 90-е потенциальные мамы застали совсем чуть-чуть. Тем, кто появился на свет в 1999 уже 22 года. О чём речь вообще? Сергей Анатольевич таким образом хотел переложить собственную вину (социальной политикой надо было лучше заниматься) на причины извне.
Фраза «женщины в Томской области не стали меньше рожать – просто рожениц стало меньше» тоже вызывает недоумение. Это всё равно что сказать: убивать в Томской области не стали меньше – просто убийц стало меньше. Готовый мем, в общем.
Вот, собственно, сами цифры. На 1 января 2021 года количество томичей было: 1 миллион 70 тысяч 300 человек. Это на 8,9 тысячи меньше, чем в прошлом году.
Итак, по каким же причинам в Томской области упала рождаемость (о росте смертности поговорим в следующий раз)? Их, согласно исследованию, проводимому администрацией, три: карьера, кредиты, невозможность уйти в декретный отпуск. Вот что говорит по этому поводу заместитель губернатора по социальной политике Иван Деев:
«Проблемой в плане демографии можно назвать вопрос, связанный с задержкой планирования появления первого ребенка. Если 10 лет назад первый ребенок появлялся в 23-24 года, женщина потом могла родить и второго, и третьего ребенка, то сейчас возраст первых рождений смещается к 35-38 годам, и женщина, как правило, последующих детей уже не рожает. Это не самая позитивная тенденция.
Молодежь имеет сегодня другие ориентиры, чем 10 лет назад. Думаю, что с течением времени ситуация будет меняться, поскольку государство создает разного рода механизмы поддержки матерей в период декретного отпуска, это и возможность получить новую профессию, и материнский капитал, который выплачивается и за первого, и за второго ребенка».
Ещё статистика. В 2010 году 34% томичек рожали первенцев в возрасте до 24 лет, столько же – в 25-29 лет и лишь 30% приходилось на возраст 30 лет и старше. В 2019 году впервые стали мамами в возрасте до 24 лет лишь 19% томичек, 28% родили первенца в 25-29 лет, на долю же родивших в возрасте 30 лет и старше пришлось 52,4% томичек.
Как-то так. И эхо войны тут ни при чём. Просто людей загнали в кредиты, им некогда думать о детях: выжить бы. Зачем Жвачкин прогнал свою ахинею – понятно, но неужели он не знал об исследовании администрации, о том, что его заместитель уже всё всем объяснил? Кретинизм в чистом виде.