Минобрнауки в новом правительстве расчленят
После смены правительства в 2012 году Минобрнауки перестанет существовать в нынешнем виде. Ведомство будет разделено на два. Одно будет курировать сферу просвещения, а второе — профессиональное образование и науку. О том, что планы возврата к похожей на советскую схеме управления образованием уже практически утверждены и Белым домом, и Кремлем, «Московским Новостям» сообщил высокопоставленный источник в правительстве.
Источник в правительстве утверждает, что за счет разделения министерства на две структуры власти надеются преодолеть кризис управляемости отраслью — точно так же, как в 2004 году за счет объединения сферы образования и науки под одной крышей предполагалось выстроить четкую цепочку обмена знаниями от академика до младенца. Считается, что и кандидатуру министра Андрея Фурсенко подбирали тогда под интеграцию ресурсов и задач. Сейчас, судя по всему, руководители страны признали этот эксперимент не очень удачным и заодно хотят решить репутационную задачу по устранению одного из самых непопулярных министров кабинета Владимира Путина.
Предполагается, что в ходе неизбежной при смене президентов реформе правительства появятся два образовательных ведомства, утверждает источник. Первое будет определять политику в отношении детских садов и школ. Второе — курировать среднее специальное (колледжи) и высшее (вузы) образование. Начальное профобразование перестанет существовать как вид сразу после вступления в силу нового закона «Об образовании», а ПТУ и профлицеи отнесут к категории среднего профессионального образования. Второе ведомство также будет отвечать за реализацию госполитики в области науки, что выглядит вполне логичным с учетом переноса акцентов госфинансирования исследовательских работ на ведущие университеты страны. Перераспределение ассигнований заметно, если сравнить растущие расходы Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) до 2015 года и сокращающиеся объемы финансирования грантовых программ Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда.
Идея разделения уже давно витает в экспертных кругах. «Существующее министерство не может решать настолько широкий спектр задач», — убежден директор Физического института имени Лебедева, вице-президент РАН академик Геннадий Месяц. Прямо противоположным вариантом развития ведомства было бы создание некоего вертикально ориентированного структурного «монстра», который вряд ли был бы хорошо управляем. «На сегодняшний день интеграция образования и науки достигла максимума. Дальше — только присоединение идеологических структур, молодежной политики, культуры, спорта и туризма», — считает научный руководитель Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.
Но уже сейчас управляемость системы крайне низкая, отмечает Адамский. «Федеральные сигналы искажаются и даже превращаются в противоположность, доходя до школы, одни нормативные акты гасят другие, горизонтальные связи отсутствуют», — заявил он «Московским Новостям». В то же время «наука и такие близкие темы, как наукоемкие технологии, инновации, становятся отдельной капиталоемкой отраслью», сказал член комиссии Общественной палаты по образованию Ефим Рачевский.
Разделение на два ведомства могло произойти еще при президентстве Дмитрия Медведева. В январе этого года помощник главы государства Аркадий Дворкович заявил, что «у Минобразования и науки слишком широкий спектр вопросов и нужно подумать, чтобы разделить это министерство на две составляющие». «Это прерогатива президента, но, с моей точки зрения, есть смысл этого разделения», — подчеркнул тогда Дворкович и дал понять, что сам хотел бы работать в министерстве просвещения. Однако это заявление, как и озвученный в тот же день призыв упразднить базовые стипендии, наделали много шума и заставили Дворковича впоследствии частично дезавуировать свои слова. Сейчас обсуждать тему разделения образовательных ведомств в «большом правительстве» Аркадий Дворкович не готов. На соответствующий вопрос «МН» он ответил коротко: «Без комментариев».
Один из идеологов образовательных реформ, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов тоже не склонен до обновления правительства обсуждать функции новых министерств. «Пока мы можем только рассуждать об удобстве управления в той или иной конфигурации», — заявил он «МН». И поделился своими соображениями. По мнению Кузьминова, одно из ведомств должно отвечать не только за профобразование, но также за регулирование рынка труда и научно-техническую отрасль. А к министерству просвещения может быть присоединено, например, агентство по молодежной политике.
В то же время эксперты отмечают нелогичность раздела Минобрнауки параллельно с принятием новой версии базового закона «Об образовании», который писался под объединенное ведомство. В самом министерстве, где, похоже, тоже готовятся к «разделу», в этом проблемы не видят. Закон — это юридический документ, нормы права не ориентируются на административное устройство и не закрепляют сиюминутные вещи, поясняют чиновники. «С момента принятия прошлого закона (1992 год. — «МН») сколько всего поменялось, но он работает. Поэтому не вижу тут противоречия», — заявил «МН» Андрей Фурсенко.
Сомнений в том, что он не получит пост ни в одном из вновь созданных ведомств, нет ни у экспертов, ни у подчиненных Фурсенко. Впрочем, явных претендентов на места руководителей образовательных министерств пока тоже нет.
Слитно и раздельно
с момента создания в 1802 году министерство народного просвещения Российской Империи ведало как учебными заведениями, так и научными учреждениями. В советское время управление образовательными учреждениями разного уровня и наукой то разделялось, то вновь объединялось в едином ведомстве. Последний раз — в 1988 году. После преобразования трех ведомств — высшего и среднего образования, просвещения и профессионально-технического образования — возник Государственный комитет СССР по народному образованию. Первое в истории новой России Министерство образования также было создано в 1990-м на базе двух республиканских министерств — просвещения и высшего и среднего профессионального образования, но на науку не покушалось. В 1993-м была попытка выделить в отдельное ведомство управление высшей школой, но профильный госкомитет, просуществовал всего три года. 9 марта 2004 года на пост министра назначен Андрей Фурсенко, а в сферу его компетенции вошли учреждения образования всех уровней, наука и даже «роспатент», который был выведен «за рамки» ведомства лишь в 2011-м.