Взятки с Запада
Предвидя реакцию читателей типа "а нам какое дело до Москвы" и "в Москве они все совсем обнаглели", мы всё-таки считаем нужным разместить этот материал. Хотя бы для того, чтобы быть готовыми к тому моменту, когда приведённые схемы начнут применяться и у нас. Впрочем, что там "начнут" - они уже применяются, правда, пока не к директорам школ...
Однажды заместитель руководителя столичного департамента образования проводил встречу в московском вузе с чиновниками муниципального уровня и задал вопрос: «С какими словами у вас ассоциируется понятие «образование»?». Полагаю, он рассчитывал услышать привычные «учитель», «школа», «одноклассники», а чиновники выдали другое: «взятки», «поборы». И так смеют думать те, в чьей честности общество сомневается в первую очередь?
Негативный образ учителя в последнее время упорно формируют в обществе. Может быть, кто-то делает это в надежде, что общество поймет: раз уж эти наивные патриоты своего дела берут взятки, то всем остальным просто бог велел. Но, думаю, дело в другом: проще объявить взяточником простого педагога, собирающего рубли на благоустройство школы, нежели разбираться с делами тех, кто приобрел на далеко не зарплатные деньги коттеджи и яхты.
Объявляя педагога коррупционером и делая все, чтобы его наказали, правоохранительные органы отчитываются о борьбе с коррупцией. Вышестоящие не будут разбираться, каких коррупционеров постигла кара, им ведь важна статистика. Но если смотреть статистику по Москве, то легко заметить: почему-то больше всего взяточников — директоров школ выявляют в Западном округе. Информацию об очередном задержании оперативно сообщает пресса, но практически никто не анализирует, что же происходит на самом деле, почему этот округ стал своеобразным островом педагогической коррупции в столице нашей родины? Да прежде всего потому, что в нем процветает не коррупция как таковая, а провокации на взятки.
Схема чрезвычайно проста: правоохранители находят родителей, замешанных в неблаговидных поступках, именно они и становятся провокаторами, приходят к директорам и подбрасывают деньги. Судя по всему, разработана четкая схема, когда правоохранители снабжают провокаторов мечеными деньгами и видеокамерами, те в большинстве случаев навязывают эти деньги директорам, снимая все происходящее на пленку, после чего полицейские тут как тут: обвиняют, вяжут, монтируют записи так, как нужно для доказательства вины, заставляют признаваться в несуществующих пороках. Районные суды (в основном почему-то Никулинский) выносят обвинительные приговоры, даже когда есть нестыковки, даже если не хватает убедительных доказательств.
Сегодня в Западном округе много директоров школ и заведующих детскими садами, которые получили условные сроки именно в результате реализации такой схемы. Об этом известно всем, но опять же никто за последние несколько лет не пытался проанализировать, почему это происходит. Может быть, это наконец произойдет сейчас, когда в результате действия этой же схемы погиб в тюрьме директор одной из школ Западного округа Андрей Кудояров. В его случае провокатором целенаправленно выступил солидный представитель какой-то строительной фирмы, который тоже снимал все на пленку.
Возникает резонный вопрос: почему удается так легко спровоцировать директоров? На него есть ответ: многие годы в Западном окружном управлении образования руководителям школ предъявляли высокие требования по созданию комфортных условий для обучения, но при этом неизменно говорили: «Денег нет!» Тысяча рублей на полгода на канцтовары — каково? Денег не было ни на что: ни на мебель, ни на ремонты, ни на компьютеры, хотя когда экс-руководитель окружного управления Валентина Бадил готовила себе центр по работе с одаренными детьми, который возглавляет нынче, они нашлись и на люстры, и на ковры, и на оборудование. Кстати, при управлении тоже был, а может быть, есть и по сию пору, свой благотворительный фонд, в который пересылают деньги родители тех школ, которые своих фондов не имеют.
В Западном округе Москвы живут довольно состоятельные люди, и управление образования ЗАО прекрасно знало о том, на что и сколько денег сдают родители в такие фонды. Но такая ситуация, судя по всему, чиновников устраивала, так как школы выглядели по-столичному и туда можно было возить именитых гостей. На одном из совещаний директоров Андрей Кудояров рассказывал, что установил систему видеонаблюдения за 200 тыс., что деньги на это дали родители, и никого из окружных чиновников это не озадачило. Они ставили Кудоярова в пример другим, а о тех, кто не брал пример, говорили однозначно: «Не умеет работать с родителями!».
60 наград различного уровня, которые получил Кудояров за десять лет директорства, говорят о том, что его деятельность начальники одобряли. Но теперь он жертва, а те, кто не принимал никаких мер, в стороне. И значит, эта трагедия не последняя.