Гибель «Курска» не стала уроком
Россия встречает годовщину одной из самых страшных своих трагедий новейшего времени, 10-летие гибели подводной лодки «Курск», в кольце пожаров — и с прежним руководством.
Как раз в самый канун утопления подводного крейсера премьер-министр Владимир Путин с борта самолета осуществлял прицельное водометание на очаги лесных пожаров. Между тем иностранные СМИ задаются вопросом: какие уроки были вынесены российскими властями из гибели «Курска»?
По удивительному совпадению, именно на четверг, 12 августа, оппозиция назначила проведение «дня гнева» в Москве, но гнев этот вызван не тем, что многое в трагической истории «Курска» до сих пор не прояснено и никто не понес наказание ни за гибель самой большой в истории человечества подводной лодки, ни за смерть 118 моряков, а — затянувшимся, по мнению организаторов, пребыванием Юрия Лужкова в должности мэра. Часто говорят об отсутствии этического чувства у властей. Но сегодня, кажется, этого чувства не хватило организаторам антимэрской манифестации.
Естественно, сама мэрия, под руководством поправившего здоровье во время лесных пожаров градоначальника, отказывается согласовывать акцию под своими окнами. И резоны для такого отказа налицо: а вдруг как участники выступления настолько разгневаются, что повредят памятник Юрию Долгорукому, являющийся объектом культурного наследия города.
Метеорологи тем часом предупреждают, что москвичи рано обрадовались исчезновению смога: в ближайшие выходные удушливая серая мгла может опять вернуться на улицы столицы. Так что заявление мэрии о том, что Москва справилась со смогом, равно, как другие заявления представителей городской администрации последних дней, могут оказаться поспешными.
Так происходит не только в России: одна драма, сиюминутная, вытесняет боль от предыдущей трагедии. Людям, чьи родственники при смерти от последствий смога и жары, — не до сопереживания родственникам погибших моряков «Курска». Человечество вообще стало жить на предельно высоких скоростях, не успевая ни осознать, ни прочувствовать происходящее. И все же Россия выделяется на этом фоне каким-то уж совершенно запредельным равнодушием к своим бедам.
Человек, произнесший слова «Она утонула», по всем косвенным признакам увлеченно вступил в предвыборную президентскую кампанию. В четверг пройдут соответствующие траурные мероприятия, но не они, а пожары, будем откровенны, занимают умы соотечественников.
Кстати, и в мире годовщина гибели «Курска» также не стала главной новостной темой. Телекомпания BBC, одна из немногих глобальных сетей, посвятившая 10-летию самой крупной морской катастрофы в современной России большой репортаж, напоминает, что трагедия начиналась с официального вранья и фальши. Лишь на третьи сутки семьям моряков сообщили, что с подводным крейсером что-то неладно. Но тут же заверили: моряки живы. К тому моменту все они были мертвы, и адмиралы не могли этого не понимать. Другой вопрос, как они информировали своего верховного главнокомандующего, которого новость о катастрофе застала на отдыхе в Сочи, откуда он не поспешил вернуться.
Адвокат Борис Кузнецов, вынужденно живущий в Америке (на родине обвинен в разглашении секретных данных), говорит в интервью газете The Boston Globe: «Потеря «Курска» стала прямым результатом халатности командования флота». Кузнецов представлял интересы некоторых из родственников погибших подводников. По словам защитника, «как только возник вопрос о юридической ответственности, было принято политическое решение не привлекать к этому внимания».
Уголовное дело было приостановлено еще до наступления первой годовщины гибели лодки. Семьи погибших получили компенсации по 720 тысяч рублей. Сегодня за утраченный на пожаре дом погорельцам обещают по 3 миллиона рублей. Впрочем, и тут нет полной ясности, потому что Владимир Путин в ходе своей поездки в Рязанскую область, запомнившейся его индивидуальным тушением пожаров с воздуха, обмолвился, что предельная компенсация составит 2 миллиона. Местные чиновники в растерянности: какую из заявленных высоким начальством воль считать окончательной.
Сегодняшние траурные мероприятия в Мурманске пройдут у мемориала, сделанного из металла рубки «Курска». Этот обломок лодки был найден ржавеющим на одной из городских свалок. Тогда возмущение горожан заставила губернатора взять личное шефство над возведением памятника, который и был построен к девятой годовщине гибели крейсера.
Затонувшую подводную лодку «Курск» первыми нашли норвежцы, представители того самого блока НАТО, действия по отражению агрессии которого отрабатывал крейсер. Впоследствии бесценную помощь в спасательных работах оказали моряки другой натовской страны, Великобритании. Как считает BBC, изначальное нежелание российской стороны принимать помощь иностранцев, вызванное шпиономанией, также должно было бы стать уроком для сегодняшней России.
Возможно, что этот урок хотя бы отчасти усвоен: стоит только вспомнить, как весело и непринужденно комментировали отечественные телеканалы историю с отрядом российских разведчиков, захваченных вражескими спецслужбами в Америке. История, как мы помним, завершилась совместным с премьер-министром исполнением песни «С чего начинается Родина».
Так чему же все-таки нас научил «Курск»?