Юрий Васильев

© Радио Свобода

ОбществоРоссия

2921

24.07.2010, 15:43

Директор центра им. Грабаря Алексей Владимиров - о пожаре и его последствиях

Пожар в здании научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря поставил под вопрос само существование старейшего в России центра реставрации и экспертизы художественных объектов.

Кроме того, по решению Минкультуры России директор центра, отработавший на своем посту четверть века, должен через несколько дней покинуть свой пост.

- Пять лет назад для нашего центра построили новое здание, - говорит директор научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря Алексей Владимиров. - Мы в него вселились, с большим удовольствием работали в нем. Считалось, что это одно из лучших реставрационных зданий – по оснащенности, по оборудованию для работающих там специалистов-реставраторов. К сожалению, 15 июля прямо в середине рабочего дня произошло возгорание. Пожарные старались потушить, но не смогли вовремя: весь верхний этаж сгорел вместе с крышей. Огонь коснулся и второго этажа. Но еще во время тушения было пролито неимоверное количество воды, которое залило экспонаты.

Надо сказать, потерь-то для такого пожара не очень много. Из 1300 вещей, которые мы здесь хранили, мы безвозвратно потеряли две. Они есть, их можно предъявить - но они уже не могут служить экспонатами, не могут быть отреставрированы.

– О каких именно вещах идет речь?

– Первая вещь - это ковер второй половины XIX века. Ничего особенно, обычный азербайджанский ковер. Но он был в музее-усадьбе Тютчева в Мураново и до того, как попасть к нам, тоже пережил пожар. Мы его отреставрировали после пожара; теперь уже невозможно его будет отреставрировать – там от пяти метров осталось два. И вторая вещь – это фрагмент знамени петровского времени, принадлежавший Переяславль-Залесскому музею. Сохранились тоже небольшие куски, их уже не смонтируешь. Все жалко – жалко дом, жалко экспонатов. Очень многие попортились во время заливки, но вся эта порча обратима: мы – реставраторы, мы сможем отреставрировать. Нужно только время и место.

– Тушили и с вертолетов, и с земли?

– С земли работали специальные пушки. Тушили и с вертолетов, но как-то странно тушили. Я наблюдал, когда горело: они скидывали гигантское количество воды на крышу. И эта вода тут же стекала с крыши.

– Где и как во время тушения погибли двое пожарных?

– Этим занимается следственная комиссия. Следователи вчера приходили большой группой, смотрели. Я даже не представляю, почему, отчего. Во всяком случае, наши люди были выведены из здания буквально в течение 15 минут – стояли и смотрели, как пожарные тушили.

– Тем не менее в сети пишут, что есть сотрудница центра им. Грабаря, которая написала расписку – "за свою жизнь отвечаю сама" – и побежала спасать один из экспонатов.

– Да, древнее рукописное Евангелие. Она как раз побежала в негорящую часть помещения – в поперечный корпус, мало затронутый пожаром. Горело основное здание.

– Поперечную часть тоже заливали?

– Заливали везде. Там тоже до крыши дело дошло. Сухих экспонатов очень мало, только в бункере - это наше фондохранилище. Все, что заливало, находилось на рабочих столах реставраторов. А мы выскочили быстро, молниеносно – и все оставили; думали, что пожар быстро погасят.

– В прессе говорили о том, что перед пожаром вы были уволены с поста директора центра имени Грабаря.

– У меня официально заканчивается контракт, который все директора заключают с Министерством культуры. Контракт истекает 26 июля, в следующий понедельник. Я был в отпуске; в день, когда случился пожар, я возвращался из отпуска. Меня известили, что со мной контракт возобновлять не собираются. В каком состоянии сейчас все эти дела, я не знаю - до понедельника еще несколько рабочих дней. Жду.

Я не знаю, кто пойдет на это пепелище. Потом, в принципе, я всегда хорошо работал со своим коллективом. У нас коллектив сложный. Они все специалисты. Они знают себе цену. Я у них был 25 лет директором – выбранным директором. А всего я здесь проработал 41 год. Кроме благодарностей, званий и орденов ничего не получал. На каком основании со мной решили расторгнуть контракт – я не знаю.

– Пытались выяснить?

– Пока нет.

– Неинтересно?

– И это тоже. Как министр сочтет нужным – пусть так и будет. Мой работодатель - господин Авдеев, одиннадцатый министр культуры на моем веку. От девяти я имею персональные грамоты, благодарственное письмо. От двоих - звание "Заслуженный работник культуры" и орден Дружбы.

– Что дальше?

– Если бы я остался директором, то мы бы начали просить... Мы уже сейчас просим у правительства, у министерства культуры, чтобы нашли рабочую временную площадь. Я не могу не отметить, что в Министерстве культуры оказали всю необходимую помощь в ликвидации последствий пожара. Транспорт, рабочие, охрана – контроль на уровне зам. министра, и помогали безропотно...

– А мэрия Москвы участвовала?

– Мы – учреждение федеральное, но из муниципального музея "Коломенское" звонят до сих пор: "Приезжайте, будете у нас работать, мы найдем место для вас". Я не отказываюсь, я ни от какой помощи не отказываюсь...

Кроме того, пепелище-то пепелищем, но, как мы уже посмотрели, нижний этаж можно задействовать. А верхний и крышу – восстановить. Мы успели сделать все коммуникации, они действуют до сих пор. У нас есть вода, у нас есть энергия. А та часть здания, которая сохранилась – она просто чистая. Ею можно пользоваться.

– А куда можно перевезти экспонаты?

– Я, конечно, не стратег, не министерский чиновник, но я думаю, что помещение где-то можно найти. Арендовать не за наши деньги (у нас бюджет вот такусенький), а за деньги министерства. Когда ремонтировали Третьяковскую галерею, для них арендовали дом – два или три года они жили на углу Якиманки, спокойно жили. Я думаю, что нечто подобное должно быть и с нами. Люди должны работать, иначе они разбредутся. Коллектив подобран друг к другу, собраны специалисты очень высокого класса, сработались друг с другом; вот это должно учесть министерство. И самое главное: что вот этот коллектив должен в самое ближайшее время на новых местах приступить к работе над теми экспонатами, которые были залиты водой и пожарной пеной. Заниматься их консервацией и реставрацией.

– Сколько экспонатов требуют незамедлительного, срочного вмешательства?

– Я думаю, что несколько десятков. Вообще же работы хватит на 100 с лишним человек. Нам все время присылают телеграммы волонтеры, наши коллеги из музеев. Вот сегодня господин Пиотровский прислал из Эрмитажа: если есть необходимость, поможем специалистами и другим. Перед этим такое же письмо мне передали из Исторического музея. Третьяковка нам уже помогает. Институт реставрации по соседству уже помогает. Рублевский музей уже помогает. Активно откликнулись все на наше горе.

– А конкуренты – с которыми вы "играете" конкурсы, тендеры на реставрацию и на экспертизу?

– Те молчат. Откликнулись старые музейщики – Бахрушинский музей, Исторический музей... Даже маленький музей Жуковского весь свой нижний этаж отдал нам под штаб, временно разместиться. Просто некуда идти. Палящий зной, а накануне еще сильный дождь был.

– Что вам известно о вашем возможном преемнике?

– Мне известно – я не буду говорить, из какого источника – что речь идет о двух министерских чиновниках, один из них довольно крупный. У него, наверное, хватит силы все это поднять.

А может, и по-другому всё будет. Во всех этих историях есть какой-то голос разума. Есть поговорка: лошадей посередине переправы не меняют. Я надеюсь, мне дадут восстановить центр – и я сам уйду после того, как увижу, что здесь все сидят и все работают.

– Все-таки несчастный случай или поджог?

– Про поджог трудно говорить. Но, как мне известно, следователи сейчас в качестве одной из версий рассматривают следующую: на крыше проводились ремонтные работы, рабочие пользовались паяльной лампой, температура на воздухе была 34 градуса – и хорошо просушенное дерево… Одной искры хватит. Рабочие не смогли потушить сами – начали, но не смогли, хотя у нас через каждые 10 метров висели огнетушители, и вода была. Ремонтники с наружной стороны крыши работали. А потом пожарные приехали и уже залили все. Вертолетом и из пушек с пеной.

Может быть, я когда-нибудь Шойгу, нашему министру МЧС, напишу, что музеи тоже горят – и они горят не как нефтяные вышки: они горят специфически. Вода и, еще "лучше", пена для тушения музеев не годятся. У нас порча вещей не столько от пожара, сколько от залития водой и пеной.

– Пропавших вещей много?

– Слава тебе, господи, экспонаты их не интересовали. Этих воров больше интересовали приемники, фотокамеры – на столах, в ящиках. Много чего, я напишу потом список. Мы выскочили из горящих помещений; это было в 13:20, разгар рабочего дня. Фотограф фотографировал картины – и он думал, что через 10 минут все погасят. Когда уже на следующий день пришли, то… Штатив-то стоит, а камеры дорогой – нет. И она не сгорела, потому что в этой комнате и пожара-то не было. Ее могли водой залить, но самой-то камеры нету. И таких случаев очень много. Сгорело много ксероксов, а вот другие… Приходишь – пустые столы, а где ксероксы - никто не знает. Где компьютеры - никто не знает. Все, начиная от телефонных аппаратов и кончая всем остальным, более крупным.

Юрий Васильев

© Радио Свобода

ОбществоРоссия

2921

24.07.2010, 15:43

URL: https://babr24.news/msk/?ADE=87387

Bytes: 9231 / 9119

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Юрий Васильев.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Россия)

С 1 апреля 2025 года в России увеличат социальные пенсии на 14,75%

Пенсии в России индексируют каждый год: страховые — с 1 января, социальные — с 1 апреля. Повышение пенсии связано с увеличением прожиточного минимума пенсионеров (в 2024 году он составлял 13290 ₽, а в 2025 году вырос до 15250 ₽).

Эля Берковская

ОбществоЭкономика и бизнесРоссия

4212

01.04.2025

Блогнот. Надзирать и наказывать

Год назад, после трагедии в Крокусе, в общественное пространство вернулось давняя дискуссия относительно смертной казни для террористов. Тогда многие высказывали, что её нужно срочно возвращать.

Илья Гращенков

ОбществоРоссия

1330

29.03.2025

Ханами — когда зацветёт сакура

На просторах России зима ещё вовсю борется с весной, Сибирь то топит паводками, то заметает снегом, а в стране восходящего солнца начался сезон цветения сакуры. Сотни туристов устремляются в Японию, чтобы застать кратковременный, но невыразимо прекрасный период ханами.

Эля Берковская

ОбществоИсторияКультураМир

3385

26.03.2025

Блогнот. Системе здравоохранения в регионах требуется скорая помощь

Кризис в системе регионального здравоохранения, похоже, не за горами. Сегодня приходят тревожные сигналы о том, что в субъектах начался коллапс системы «скорой помощи» Сообщается, что время доезда «скорых» до пациентов растет по всей стране, а в некоторых регионах вызовы могут «висеть» часами.

Илья Гращенков

ОбществоЗдоровьеРоссия

1456

24.03.2025

Новые правила призыва в российскую армию вступят в силу с 1 апреля 2025 года

С 1 апреля 2025 года в Российской Федерации начнут действовать обновлённые правила призыва на военную службу, утверждённые Госдумой РФ в первом чтении 19 марта 2025 года. Одно из ключевых изменений: срок действия решения о призыве будет продлён до одного года.

Лера Крышкина

ОбществоОфициозРоссия

4545

21.03.2025

Святой Патрик — национальный символ и пример отличного маркетинга

17 марта — День святого Патрика (Lá `le Pádraig), небесного патрона и национального символа Ирландии.

Эля Берковская

ОбществоСобытияМир

3433

17.03.2025

Хинамацури — праздник девочек в Японии

В третий день третьего месяца в Японии отмечают один из самых нежных и красивых праздников — День девочек, который называют также Хинамацури (праздник кукол хина) или Момо-но секку (праздник цветения персиков). История этого праздника насчитывает более тысячи лет.

Эля Берковская

ОбществоСобытияМир

3410

03.03.2025

Дорогих россиян начинают массово штрафовать за всё подряд

В России в 2025 году вступают в силу новые правила и штрафы, которые затронут самые разные аспекты жизни граждан — от бытовых привычек до владения имуществом и управления автомобилем. Рассмотрим подробнее, какие изменения ждут россиян и какие суммы придётся выложить за несоблюдение требований.

Лера Крышкина

ОбществоЭкономика и бизнесРоссия

12486

26.02.2025

Инсайд. Рекламных обзвонов не будет?

Минцифры РФ рассчитывает уже летом 2025 года реализовать запрет на рекламный спам посредством обзвонов, заявил глава министерства Максут Шадаев. Однако спам и раньше был запрещен, но закон был написан так "обтекаемо", что он не работает и нет уверенности, что и новый будет лучше.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

9152

24.02.2025

Воскресенье аутизма

Во второе воскресенье февраля в мире отмечают «Воскресенье аутизма». Этот день также называют Международным днем молитвы за аутизм и синдром Аспергера. В 2025 году он приходится на 9 февраля. Праздник этот появился в 2002 году в Великобритании по инициативе родителей детей-аутистов.

Эля Берковская

ОбществоЗдоровьеМир

2492

08.02.2025

Инсайд. Асия Несоева как кривое зеркало российской оппозиции

История с малолетней мистификаторшей Джамилей Садриевой, которая выдавала себя за опытную журналистку Асию Несоеву, стала одним из самых громких медийных скандалов последнего времени.

Николай Головин

ОбществоСкандалыРасследованияРоссия

17234

25.01.2025

«Аритмией по России»

Москвич Александр Колесников совершил самое длинное путешествие по России. Он проехал 37 тысяч километров на УАЗике, установив официальный рекорд. А вчера, 19 января, Александр второй раз побывал в Красноярске. Подробности – в материале Бабра.

Валерий Лужный

ОбществоТуризмКрасноярск Россия

4264

20.01.2025

Лица Сибири

Данилов Борис

Григорьев Михаил

Вавилов Алексей

Власов Виктор

Симиненко Владимир

Медведев Михаил

Кравчук Олег

Левченко Андрей

Пашинский Сергей

Сендзяк Владимир