Школьная дюжина
В Российской академии образования вновь обсуждают переход на двенадцатилетку.
На волне обсуждения новых образовательных стандартов преподавания в средней школе, которые, как ожидается, будут введены с 1 сентября 2010 года, возобновилась давняя дискуссия о том, стоит ли продлить школьное обучение до 12 лет. Вчера идею двенадцатилетки поддержал президент Российской академии образования (РАО) Николай Никандров. Выступая на пресс-конференции по итогам выездного расширенного заседания президиума РАО в Нижнем Новгороде, он заявил, что не исключает возможности перехода к 12-классовой системе школьного образования, а также введения сходной с ЕГЭ промежуточной аттестации для четвероклассников и девятиклассников.
Правда, о том, что двенадцатилетка станет реальностью в ближайшее время, видимо, говорить рано. «Увеличение времени обучения может быть, но пока невозможно назвать сроки, когда это случится», -- заявил г-н Никандров. Тем не менее он подчеркнул, что является убежденным сторонником увеличения сроков обучения в школах. «Учитывая дошкольное образование, мы постепенно выходим на все 12 лет обучения», -- заявил он. Направить учебные часы, по мнению главы РАО, можно на углубленное изучение предметов и занятие физической культурой.
Г-н Никандров сообщил и о том, что идеи введения так называемых малых ЕГЭ -- аттестации в форме теста для учащихся, переводящихся из начальной школы в среднюю и из средних классов в старшие, -- сегодня обсуждаются весьма активно. «После четвертого и девятого класса ученики могли бы проходить аттестацию», -- полагает Николай Никандров. По его мнению, на уже введенный ЕГЭ эти испытания должны быть похожи в двух аспектах: задания на них должны быть в тестовой форме, а принимать эти переходные экзамены должны независимые комиссии.
По мнению директора столичного центра образования №1811 Александра Рывкина, о том, насколько целесообразно вводить 12-классовое обучение, нужно серьезно продумать по экономическим причинам. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Рывкин заметил, что средств для содержания образовательных учреждений в казне, насколько ему известно, сегодня недостаточно, поэтому при таком положении дел неясно, зачем вводить двенадцатилетку. Глава комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин даже удивился, услышав, что академики вновь обсуждают двенадцатилетку в школе. «Семь лет назад это уже обсудили и закрыли тему», -- сказал он «Времени новостей».
Столичный уполномоченный по правам ребенка Евгений Бунимович сказал «Времени новостей», что не против идеи 12 классов как таковой. «Я, как человек от образования, совершенно не против того, чтобы люди учились не только 12 лет, но всю жизнь, что и приходится по факту делать сегодня. Но сегодня не решен вопрос с армией, и в этих условиях я категорически против двенадцатилетки», -- заявил г-н Бунимович.
Предложение же о введении промежуточной аттестации школьников, судя по всему, столь негативных откликов не вызовет. Комментируя эту идею, директор московского центра образования №1811 заметил, что независимая экспертиза для снижения субъективности в оценке знаний учеников, безусловно, необходима. «Везде в мире так делается, и это, наверное, правильно. Но если с девятиклассниками все понятно, то насчет того, стоит ли тестировать четвероклассников, у меня есть сомнения», -- сказал г-н Рывкин.
Столичный уполномоченный по правам ребенка между тем напомнил, что среди выпускников девятых классов и сегодня проводят специальный экзамен -- государственную итоговую аттестацию (ГИА). Эту проверочную модель экспериментально запустили еще в 2004 году, а в 2008-м в ней участвовали 74 региона, проводившие экзамены по семи предметам. Г-н Бунимович считает важным, чтобы эта аттестация, которая, по сути, является государственной проверкой соответствия работы преподавателей новым стандартам обучения, проводилась без выставления оценок ученикам. По его мнению, системы контроля должны быть более гибкими. «Нельзя одним экзаменом оценивать и уровень знаний учеников, и качество работы учителей», -- сказал он. Омбудсмен также предлагает создать независимые центры тестирования. «В них родители могли бы привести своего ребенка, если он пожалуется, что учитель постоянно занижает ему оценку», -- считает г-н Бунимович.