Кирилл Рогов

© Новая газета

ПолитикаРоссия

4191

30.06.2009, 18:56

Имитируем, товарищи, имитируем

Почему действия российской власти сегодня часто необъяснимы? Потому что смысла в них нет, но делать что-то надо.

Самое неприятное в истории посещения Владимиром Путиным московского супермаркета не то, что премьер указывает хозяевам магазина, по каким ценам они должны продавать свинину. И не то, что представитель компании тут же угодливо произносит «будет исполнено». Самое неприятное — это очередная демонстрация того, что мы живем в мире имитаций. За последние годы мы огородили себя таким количеством имитаций, что мало кто — включая самых успешных имитаторов — понимает сегодня, что это за мир, который мы создаем, и куда мы движемся.

Походом в магазин точно так же, как до этого в Пикалеве, премьер-министр решал две задачи. Первая — имиджевая: в телевизионной картинке он должен был предстать строгим укротителем эгоистов-капиталистов, отстаивающим интересы населения во время кризиса. Вторая — бизнесовая: Владимир Путин должен был показать, на чьей он стороне в споре производителей и торговых сетей, ведущих войну вокруг нового закона о торговле. По существу речь идет о том, кто понесет убытки (а точнее — поступится большей долей прибыли) в связи с сокращением платежеспособного спроса — поставщики или торговые сети? Речь идет о перераспределении прибылей и убытков между двумя коалициями рыночных игроков. Если маржа продавца будет уменьшена, это означает не то, что цены снизятся, а то, что вырастет маржа поставщика.

На самом деле точно так же, как в Пикалеве, где главной была не авторучка, а цена поставок, выставленная в контракте, так и в супермаркете дело было не в свинине, а в том проценте, который Путин определил получать «сетевикам», оставляя прочее поставщикам. Так что в целом преждевременны опасения тех, кто заключил из похода Владимира Путина в магазин, что нам грозит тотальное регулирование цен. Так дело должно было выглядеть только для зрителя центральных каналов. Такое понятие, как «регулирование цен», в принципе, кажется, столь же чуждо нынешнему политическому руководству России, как и понятие «универсальное право». Органика установившегося в России режима проявляет себя не в регулировании цен вообще, но именно в «регулировании отдельных цен». Как избирательное правосудие позволяет постоянно перераспределять собственность и полномочия, так и избирательное регулирование цен позволяет постоянно перераспределять прибыли и убытки. Именно в этом и проявляет себя основной принцип капитализма по-российски. Регулирование рынка оказывается здесь такой же имитацией, каковой на этом рынке является и свобода контрактов.

Впрочем, имитационность свойственна не только экономическим решениям. Победно распространилась она и на другие сферы, например, на сферу международной кооперации. Новости на лентах информагентств выглядят как вести из разных миров. Вот здесь премьер-министр объявляет о создании таможенного союза, а здесь — правительство разворачивает полноценную торговую войну с одним из его участников. А вот министр экономики направляет Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «меморандум», намечающий программу действий для будущего вступления России в организацию, как раз через две недели после того, как Россия шумно хлопнула дверью на переговорах по ВТО, участие в которой является обязательным для членов ОЭСР. «В чем же логика?! Чего ж вы хотите?!» — воскликнет изумленный профан. Отойдите, юноша, вы не понимаете, мы имитируем. Здесь мы имитируем, что вышли из процесса, а здесь — что в него вошли.

Процесс имитации создает много нетривиальных коллизий. Например, на прошлой неделе депутаты озаботились «юридической проблемой», возникшей после покушения на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Согласно ингушскому законодательству, в случае недееспособности президента его обязанности временно исполняет премьер-министр республики. Это совершенно нормально, если республика обладает суверенитетом, т.е. в соответствии с 11-й статьей Российской конституции сама формирует свои органы власти. Но мы соответствие 11-й статье, как известно, имитируем: у нас республика сама образует свои органы власти, а высшее должностное лицо республики… назначается из Москвы. Возникает коллизия: президент России как обычного подчиненного назначает президента Ингушетии, но не может назначить его и.о. У обитателей вертикали возникает когнитивный диссонанс. Думские деятели морщат лбы и говорят о «пробелах законодательства», хотя имеются в виду, разумеется, «пробелы имитации»: обломки старой федеративной системы вошли в противоречие с новым унитарным порядком.

В чем цель имитаций, какой во всем этом смысл? В том-то и дело, что в мире имитаций цель — ничто, а движение — все. В мире имитаций цели являются мнимыми, а выгоду получает не тот, кто работает на результат, а тот, кто умеет извлекать ее из самого процесса имитации движения к результату. Так что не ищите смысла, лучше — имитируйте. Лозунг наш — «Имитируй или проиграешь!»

Кирилл Рогов

© Новая газета

ПолитикаРоссия

4191

30.06.2009, 18:56

URL: https://babr24.news/msk/?ADE=78953

Bytes: 4925 / 4925

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Кирилл Рогов.

Другие статьи в рубрике "Политика" (Россия)

Инсайд. Бурят-монгольский фактор – главный аргумент в историческом споре между Россией и Китаем. Часть 2

Формирование союзов в войне за историю и справедливость Похожие процессы происходили на севере. Русское царство расширялось на восток и главным действующим лицом тогда был Фёдор Головин, впоследствии ставший вторым человеком в империи Петра Первого.

Фокс Смит

ПолитикаМонголия Россия Китай

11681

09.08.2025

Бюджетный шантаж и фантомные боли: кто в Бурятии плачет по дешёвой водке

Бурятские СМИ бьют тревогу из-за того, что бюджет Бурятии недополучает доходы от акцизов на алкоголь. За половину 2025 года план выполнен лишь на 34,5%. Авторы статей связывают это с политикой региональных властей, которые теснят алкомаркеты и делают легальную водку недоступной простому человеку.

Виктор Кулагин

ПолитикаЗдоровьеЭкономика и бизнесБурятия Россия

8345

06.08.2025

«Летний водопровод» по-якутски: как чиновница «перехитрила» 44-ФЗ

В Якутии, где традиционно ценят креативность (особенно в освоении бюджетов), глава Мальжагарского наслега Айталина Васильева совершила маленький подвиг.

Ярослава Грин

ПолитикаСкандалыЖКХРоссия

26932

27.07.2025

Круговорот заседаний в Совфеде: отчёт сенатора Наговицына за год

Бабр изучил отчёт сенатора от Бурятии Вячеслава Наговицына за 2024 год. Документ на двадцати страницах сообщает об участии в 24 заседаниях Совета Федерации, одобрении более 560 законов, 24 заседаниях профильного комитета, докладах по десяткам законопроектов, 30 направленных запросах.

Виктор Кулагин

ПолитикаБурятия Россия

15003

22.07.2025

Власть на местах — всё. В Бурятии сельские депутаты выступили против реформы МСУ

Депутаты небольшого сельского поселения «Новозаганское» в Мухоршибирском районе Бурятии направили обращение против перестройки устройства местного самоуправления. Их документ адресован главе района, районному совету и Народному Хуралу.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия Россия

16925

16.07.2025

«Хотьковский автомост»: бюджетные миллиарды превратились в вахтовую кормушку

Строительство третьего моста в Улан-Удэ превратилось в финансовую чёрную дыру. Подрядчик ОАО «Хотьковский автомост» погряз в долгах, срывает сроки и, кажется, использует главный долгострой Бурятии как ширму для освоения бюджетов в других регионах страны.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыЭкономика и бизнесБурятия Россия

21767

08.07.2025

Готовь реформу летом. В Бурятии ликвидацию самоуправления начали в сезон отпусков

В Бурятии готовятся к масштабной перестройке власти на местах. Для этого 23 июня создали рабочую группу из 34 человек. В неё вошли первый зампред правительства Всеволод Мухин, вице-спикер Хурала Татьяна Мантатова, министры, главы нескольких районов и другие чиновники.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия Россия

19006

02.07.2025

Земельный тупик: почему в Бурятии легче ликвидировать деревню, чем построить новую

Бурятия активно теряет не только министров, но и деревни. Посёлки исчезают с карт, одновременно создание новых населённых пунктов в республике буксует, ведь бюрократия тормозит любые инициативы. Бабр разбирается, что происходит и кто за это отвечает.

Виктор Кулагин

ПолитикаНедвижимостьБурятия Россия

21016

29.05.2025

Ян Черский: кто и зачем уничтожает памятники исследователю Сибири?

В декабре 2024 года с фасада Байкальского музея в Иркутске была демонтирована памятная табличка, посвящённая Яну Черскому, выдающемуся исследователю Сибири и участнику польского восстания 1863 года. Надпись на табличке гласила: «Черскому и другим исследователям Сибири от соотечественников Польши».

Леонид Улих, социальный эколог

ПолитикаИсторияКультураИркутск Россия

31564

26.05.2025

Блогнот. Сталинизм на полчаса

На Таганке открыли горельеф с изображением Сталина. Точнее - его копию, сильно уменьшенную и выполненную не в сложной технике фарфоровой глазури, а будто бы напечатанной на гипсовом 3D-принтере.

Илья Гращенков

ПолитикаОбществоРоссия

21108

22.05.2025

Поймать, перепродать шесть раз, заморозить: ФАС открыла секрет исчезновения доступной рыбы на пути к бурятскому столу

Зампред правительства и министр сельского хозяйства Бурятии Амгалан Дармаев озаботился исполнением федерального поручения об увеличении внутреннего потребления отечественной рыбной продукции.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесЗдоровьеБурятия Россия

25889

08.05.2025

Отследить, запретить, запугать: молодёжная политика Бурятии в 2025 году. Разбор Бабра

Бурятия превратилась в полигон для бюрократических экспериментов над молодым поколением. Чиновники, депутаты и силовики, прикрываясь лозунгами о патриотизме и развитии, на самом деле душат инициативу молодёжи, загоняют её в долги и вынуждают бежать из республики.

Виктор Кулагин

ПолитикаМолодежьКультураБурятия Россия

41734

10.04.2025

Лица Сибири

Оленникова Мария

Алексеева Майя

Левченко Андрей

Серов Борис

Гоголев Александр

Левченко (Соловьева) Наталья

Авдеев Дмитрий

Вырупаева Екатерина

Смирнов (Скиф) Владимир

Винокуров Михаил