Артур Скальский

© Газета.Ru

ПолитикаРоссия

3728

16.03.2009, 20:42

Упразднение великой фантазии

Еще совсем недавно, принимая трехлетние бюджеты, концепции долгосрочного развития, плодя нацпроекты и планируя амбициозные стройки, власти не рассчитывали, что век «путиномики» окажется таким коротким. Что жить придется не по планам, а по средствам.

Первое официальное признание провала (более мягкие варианты: неудачи, распада, отказа от, упразднения) путинской экономической модели состоялось: отменен трехлетний финансовый план. На очереди демонтаж остальных составных частей «путиномики».

Переход к трехлетним бюджетам был торжественно провозглашен в 2007 году. Первый (он же, как выяснилось, и последний) такой план охватывал 2008–2010 годы. Официальное объявление о его отмене – лишь регистрация свершившегося факта.

По словам Алексея Кудрина, бюджетные трехлетки упраздняются – «в связи с кризисом» – не навсегда, а только до 2012-го года. Действия, клонящиеся к частичному признанию реальной действительности, причудливо смешиваются у высших наших должностных лиц с остатками простодушной веры в собственную способность предвидеть будущее и чуть ли не управлять им.

Даже не догадываясь о кризисе, когда он был уже близок, упорно его отрицая, когда он уже настал, они, тем не менее, берутся точно предсказать и дату его окончания, и момент возвращения к привычной своей программотворческой деятельности.

Всех свежих доказательств несбыточности утопических планов, видимо, до сих пор мало.

Хотя символы «жирных лет» один за другим тают в воздухе. В архив отправляются национальные проекты (координирующая их структура на днях без особого шума распущена). Нехотя, но неуклонно урезаются федеральные программы, включая отчасти даже олимпийские и владивостокские, с которыми первые лица государства крепко связали свой престиж. Оставив за собой шлейф анекдотов, испаряются чиновничьи грезы о загадочных «нанотехнологиях» – отпущенные на их воплощение деньги почти полностью изъяты обратно в казну.

Трехлетний бюджет лишь самый грандиозный из аннулированных планов. Масштабнее, чем он, только «Концепция развития России до 2020 года», сулящая безостановочный и величавый подъем и совершенно не подозревающая о таком явлении, как спад. На бумаге она и сейчас действует.

У высокопоставленных сочинителей никак не поднимется рука ее отменить, и упразднение великой фантазии, видимо, придется доверить самой жизни, как это уже случилось однажды с программой построения коммунизма за 20 лет.

Расцвет бюрократического прожектерства не случайно пришелся на вторую половину президентства Владимира Путина (первым его проявлением был призыв к удвоению ВВП за 10 лет, раздавшийся в 2003-м).

Ранняя путинская эпоха отмечена попытками осуществить то, что обычно называют «авторитарной модернизацией». Именно отказ от этих попыток и заставил искать замену. Увлечение долгосрочным экономическим планированием – верный признак отсутствия новых экономических идей.

Когда нет ориентиров развития, их место занимают «контрольные цифры» – киловаттчасы, тоннокилометры, металлорежущие станки в штуках. Именно таким был полувековой давности план построения коммунизма. Такими же были и проекты «жирных лет».

Слегка изменилась лишь номенклатура целевых продуктов, среди которых появились IT-технологии, «наноизделия» и другие предметы, отмеченные печатью XXI века.

Стимулом вернуться к советскому планированию был, безусловно, личный стиль Владимира Путина с его стремлением наперед исключить любые неожиданности и надолго, а лучше навсегда, подчинить действительность заранее придуманной схеме. Но этот подход в атмосфере нефтяного бума был с большим пониманием встречен многочисленными лоббистами и «группами интересов».

Ни один советский пятилетний план не был выполнен, но зато каждый обеспечивал удобную площадку для бюрократического торга между теми, кто распределял ресурсы (они стремились поджать плановые расходы и одновременно увеличить «контрольные цифры» для производственников), и теми, кто эти ресурсы «осваивал» (они, наоборот, требовали для себя максимума ресурсов и минимума обязательств по выдаче продукции). В этой борьбе всегда достигался компромисс, который устраивал тех и других. В бедных родственниках оставались только рядовые люди, чьи интересы высокими договаривающимися сторонами почти не учитывались.

Что-то до крайности похожее происходило и совсем недавно, в нулевые годы, при составлении и исполнении сначала годовых, а потом и трехлетних бюджетов. С одной разницей: в советскую эпоху ресурсы приходилось изыскивать дома, выжимая их из собственных граждан, а сейчас нефтедоллары просто валились с неба.

В остальном торг шел почти по тому же сценарию.

Никто не был заинтересован, чтобы бюджеты выполнялись. Они и не выполнялись: доходы и в меньшей степени расходы всегда оказывались выше плановых, а инфляция и нефтяные цены – заметно больше заложенных в первоначальный проект. Не был исключением и первый трехлетний бюджет.

Будь он документом реального действия, его следовало бы списать уже в момент принятия: он не мог исполняться и не исполнялся с самого начала.

Но задача, на него возложенная, была другой. Пока в казну текли бешеные деньги, бюджет (причем не столько формальный документ, сколько текущее его исполнение) был естественным предметом торга между «распределителями» (в первую очередь Минфином) и «получателями» (плодившимися тогда госкорпорациями, многоликими конторами, облепившими национальные проекты, и всеми прочими охотниками за нефтедолларами).

Минфин старался занизить бюджетные доходы против реальных и хоть немного поджать расходы, чтобы инфляция совсем уж не вышла из берегов. Противостоявшая ему коалиция добивалась одного – чтобы финансирование росло по экспоненте.

По сложившемуся ритуалу бюджет, что годовой, что трехлетний, раз в несколько месяцев переписывался заново. И каждый очередной компромисс выходил такой. «Получателям» доставалось меньше, чем они хотели, но больше, чем раньше, и вполне достаточно, чтобы наркотизировать экономику избыточными деньгами. Минфин тоже был не в проигрыше: под его контролем оставались огромные финансовые излишки в виде сверхпланового и все время растущего бюджетного профицита.

Ну а чтобы достигнуть этой гармонии, шли на жертву – год за годом сохраняли непомерную инфляцию. Которая сегодня оказалась так некстати: и процентная ставка из-за нее нестерпимо высока, и стандартные антикризисные меры с ней не особо совместимы.

Но это сегодня. А еще недавно переход от годовых бюджетных планов к трехлетним радовал игроков тройным расширением поля для бюрократических торгов. И вот выясняется – зря торговались. И вдруг

оказалось, что у страны нет сейчас не то что трехлетнего, а и самого обычного бюджета. Потому что участники бюджетного процесса все никак не могут договориться. Перед ними маячат совсем не те компромиссы, к которым они привыкли.

Прожектерствовать уже как-то неудобно, а отличать прожектерские расходы от необходимых отучились. Вспоминать об утопических фантазиях уже неловко, а иметь дело с живой действительностью страшновато. Да и кто мог догадаться, что век «путиномики» так короток? Что жить придется не по планам, а по средствам?

Артур Скальский

© Газета.Ru

ПолитикаРоссия

3728

16.03.2009, 20:42

URL: https://babr24.news/msk/?ADE=51729

Bytes: 7114 / 7062

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Политика" (Россия)

Инсайд. Михаил Щапов: закат политической карьеры

25 сентября 2025 года Госдума РФ утвердила Михаила Щапова, депутата от Иркутского одномандатного округа №93, аудитором Счётной палаты России. Кандидатуру, выдвинутую фракцией КПРФ, поддержал президент России Владимир Путин.

Василий Чайкин

ПолитикаИркутск Россия

8073

25.09.2025

Крепостное право 2.0: в Бурятии учеников прикрепляют к агрохолдингам

Министерство сельского хозяйства Бурятии выделило один миллион рублей на стимулирующие выплаты шести педагогам в двух школах республики.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесМолодежьБурятия Россия

11474

18.09.2025

Депутатский контроль. Летние гастроли Вячеслава Дамдинцурунова

Депутат Госдумы от Бурятии Вячеслав Дамдинцурунов в начале июня 2025 года принимал в Москве делегацию из Мьянмы, которой рассказывал о развитии дружеских связей, совместных проектах в атомной отрасли, кибербезопасности и патриотическом воспитании молодёжи.

Виктор Кулагин

ПолитикаБурятия Россия

8723

15.09.2025

Земля и неволя: как земские программы в Бурятии решают кадровый вопрос

Министерство образования Иркутской области 30 июля издало документ № 02-55-7109/25. Он предписывает не засчитывать в пятилетний срок отработки по программе «Земский учитель» отпуска по беременности и родам, периоды временной нетрудоспособности и даже дни отстранения от работы.

Виктор Кулагин

ПолитикаЗдоровьеКультураБурятия Иркутск Россия

16995

08.09.2025

Инсайд. Бурят-монгольский фактор – главный аргумент в историческом споре между Россией и Китаем. Часть 2

Формирование союзов в войне за историю и справедливость Похожие процессы происходили на севере. Русское царство расширялось на восток и главным действующим лицом тогда был Фёдор Головин, впоследствии ставший вторым человеком в империи Петра Первого.

Фокс Смит

ПолитикаМонголия Россия Китай

21244

09.08.2025

Бюджетный шантаж и фантомные боли: кто в Бурятии плачет по дешёвой водке

Бурятские СМИ бьют тревогу из-за того, что бюджет Бурятии недополучает доходы от акцизов на алкоголь. За половину 2025 года план выполнен лишь на 34,5%. Авторы статей связывают это с политикой региональных властей, которые теснят алкомаркеты и делают легальную водку недоступной простому человеку.

Виктор Кулагин

ПолитикаЗдоровьеЭкономика и бизнесБурятия Россия

17162

06.08.2025

«Летний водопровод» по-якутски: как чиновница «перехитрила» 44-ФЗ

В Якутии, где традиционно ценят креативность (особенно в освоении бюджетов), глава Мальжагарского наслега Айталина Васильева совершила маленький подвиг.

Ярослава Грин

ПолитикаСкандалыЖКХРоссия

39670

27.07.2025

Круговорот заседаний в Совфеде: отчёт сенатора Наговицына за год

Бабр изучил отчёт сенатора от Бурятии Вячеслава Наговицына за 2024 год. Документ на двадцати страницах сообщает об участии в 24 заседаниях Совета Федерации, одобрении более 560 законов, 24 заседаниях профильного комитета, докладах по десяткам законопроектов, 30 направленных запросах.

Виктор Кулагин

ПолитикаБурятия Россия

19746

22.07.2025

Власть на местах — всё. В Бурятии сельские депутаты выступили против реформы МСУ

Депутаты небольшого сельского поселения «Новозаганское» в Мухоршибирском районе Бурятии направили обращение против перестройки устройства местного самоуправления. Их документ адресован главе района, районному совету и Народному Хуралу.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия Россия

19495

16.07.2025

«Хотьковский автомост»: бюджетные миллиарды превратились в вахтовую кормушку

Строительство третьего моста в Улан-Удэ превратилось в финансовую чёрную дыру. Подрядчик ОАО «Хотьковский автомост» погряз в долгах, срывает сроки и, кажется, использует главный долгострой Бурятии как ширму для освоения бюджетов в других регионах страны.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыЭкономика и бизнесБурятия Россия

26214

08.07.2025

Готовь реформу летом. В Бурятии ликвидацию самоуправления начали в сезон отпусков

В Бурятии готовятся к масштабной перестройке власти на местах. Для этого 23 июня создали рабочую группу из 34 человек. В неё вошли первый зампред правительства Всеволод Мухин, вице-спикер Хурала Татьяна Мантатова, министры, главы нескольких районов и другие чиновники.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия Россия

20583

02.07.2025

Земельный тупик: почему в Бурятии легче ликвидировать деревню, чем построить новую

Бурятия активно теряет не только министров, но и деревни. Посёлки исчезают с карт, одновременно создание новых населённых пунктов в республике буксует, ведь бюрократия тормозит любые инициативы. Бабр разбирается, что происходит и кто за это отвечает.

Виктор Кулагин

ПолитикаНедвижимостьБурятия Россия

22104

29.05.2025

Лица Сибири

Псарёв Артур

Меркулов Дмитрий

Козловская Оксана

Левченко Андрей

Ермолович Олег

Костина Оксана

Писарев Павел

Серышев Георгий

Носовко Валерий

Гринберг Игорь