В День народного гнева тактика меняется
В интервью Радио Свобода координатор движения "Левый Фронт" Сергей Удальцов рассказал о том, для чего 14 марта в России проводится акция протеста День народного гнева.
- День народного гнева организуется в первую очередь различными социальными движениями Москвы и других городов России. Это жилищные, экологические объединения, это объединения против незаконного строительства. В Москве, в частности, это инициативная группа против строительства мусоросжигательных заводов, против сноса здания Третьяковки на Крымском валу.
Это именно гражданская акция, она не носит партийный характер, и ее организаторы, в первую очередь, - сами граждане. Ну, а в разных регионах поддерживают эту акцию политические и общественные организации, в том числе, конечно, и "Левый фронт".
- В отличие от многих состоявшихся в последнее время акций оппозиции, на сегодняшней звучат большей частью социальные лозунги?
- Да, безусловно, наша задача сегодня - включить как можно больше граждан в политическую борьбу за свои права. И для этого, конечно, нужно начинать с самых простых, с самых понятных вопросов и проблем, которые ближе всего людям, то есть, с того, что происходит у них во дворе, на их улице. Через это люди постепенно активизируются и переходят уже к решению больших политических вопросов. Потому что если эту последовательность нарушать, вряд ли можно добиться серьезного результата. Поэтому мы действительно делаем акцент на социальных проблемах, большей частью даже на проблемах местного уровня.
В Москве будут в основном звучать проблемы московские – это уплотнительная застройка, уничтожение благоприятной экологической среды в городе, уничтожение исторического, архитектурного облика города, то есть, то, что сегодня беспокоит очень многих москвичей. Но в то же время будут звучать и политические требования.
В Москве мы будем очень жестко критиковать мэра Москвы, правительство Москвы и будем говорить о том, что настало время менять команду, которая сегодня находится у власти. Мы будем говорить о том, что необходимо восстанавливать прямые выборы как мэра Москвы, так и губернаторов других регионов. Это уже действительно политические требования. Так что День народного гнева проходит под лозунгами как социальными, так и политическими. И задача именно вовлечь в активную политическую жизнь как можно больше граждан. В других городах, насколько я знаю, примерно аналогичная ситуация.
Я думаю, необходимо периодически менять форму проведения протестных акций, просто-напросто чтобы она не надоедала людям, не приедалась. Во-вторых, еще раз повторю, тот формат, в котором проходит День народного гнева, подразумевает все-таки максимально легальное, согласованное с властями проведение акций, так как очень многие граждане просто морально еще не готовы к каким-то столкновениям, конфронтации, не готовы идти на несанкционированные акции. Поэтому мы ставим другую задачу: мы хотим добиться массовости протестных выступлений, и поэтому пока идем таким путем.
Для этого формат Дня народного гнева, в частности, гораздо более удобен, чем марши, которые заканчиваются столкновениями с ОМОНом. Я думаю, что оппозиция сегодня должна использовать разную тактику, применять разный формат и смотреть, какой из них дает больший эффект.