Архиепископ Никон: "Положение православных в России – безнадежно"
18 июля информационные агентства весь день передавали боевые сводки с полей межправославных сражений. Епископ Чукотский Диомид анафематствовал патриарха Алексия II, митрополита Кирилла (Гундяева) и еше нескольких высших руководителей РПЦ.
В ответ из патриархии стали раздаваться комментарии о том, что подобные анафемы не имеют силы и намеки на то, что кое-кого «Господь лишил разума». «Контуры» обратились за комментарием к архиепископу Никону (Ламекину), предстоятелю Истинно-православной церкви (ИПЦ).
Что скажете, Владыко, об этой анафеме?
Могу лишь повторить то, что уже говорил: что архиерейский собор этот, лишивший Диомида сана, незаконный, и все решения принятые там – незаконные. А Диомид – ну предал анафеме и предал, что же тут такого. Мы уже давно привыкли к тому, что попы частенько предают друг друга анафеме, чему тут удивляться-то? В любом случае, патриарх от этого, своего поста не покинет, и в затвор не удалится.
А с богословской точки зрения эта анафема Диомида законна?
Ну конечно. Он же епископ, ими же и рукоположенный. Для них он – законный епископ церкви, значит может их анафематствовать вполне, почему нет? Все вполне законно и никакой это не нонсенс. Ведь даже известный патриархийный идеолог и реакционер дьякон Андрей Кураев высоко оценил богословскую грамотность этой анафемы. Вот что он сказал по этому поводу: «Предание анафеме Алексия II вызывает большие сомнения в авторстве Диомида. Скорее всего, этим занимался человек, хорошо знающий богословие». Сомнение в авторстве – это, безусловно, кокетство, а вот сама по себе оценка – высокая.
Когда мы возводили критику на патриархию, они делали вид, что не замечают нас. Что нас нет, что мы вообще непонятно кто и непонятно откуда. Но про Диомида они ведь не могут сказать, что не знают его, или что он никто. Они ведь сами его рукоположили, он ведь их знамя нес. Если они не признают его или его анафему – значит, они тем самым покажут всем, что сами не исполняют церковных законов и правил. Одним словом, патриарх и все кого перечислил Диомид в своей анафеме, попали в очень сложное положение – они обязаны немедленно оставить свои кафедры и уйти. Вообще уйти из церкви. Тем самым Диомид бросил в патриархию мощную бомбу, которая возможно, вскоре разнесет её на части. И хотя расколы там начались еще в 1990 году, сразу после избрания патриархом Алексия II, но действия Диомида я считаю наиболее значимыми для её развала.
Патриархийные бонзы не понимают, что так вести себя по отношению к людям нельзя, что можно получить сдачи. Они думают, что им все можно, а другим – нет, вот и хулиганят. Теперь получили в рожу от своего, и оплеваны полностью, по уши.
Похоже, что у Диомида довольно много сторонников. Что, теперь возникнет еще одна автокефальная православная церковь, отколовшаяся от РПЦ?
Конечно, а как же. Патриархия – это бездуховная, реакционная сила, полностью сросшаяся с государством и всецело им поддерживаемая. Её ненавидят очень и очень многие, любой демарш против нее воспринимается всеми на ура. Если он создаст свою церковь – народ его поддержит. Его все поддержат, да и я тоже. А патриархия еще раз утрется.
Но пока церкви еще нет…
У него уже есть община, практически отколовшаяся от Московской патриархии. По существу, это уже и есть церковь. Там, где есть епископ – есть церковь. А то, что в патриархии говорят, будто он нарушил какие-то «каноны» – так это вранье. Никаких канонов он не нарушал. Он просто возвел критику на иерархию, но так как он епископ – то имеет на это право. Вот если бы такое выкинул священник, его могли бы подвергнуть каноническим взысканиям. А епископ есть учитель церкви, и вполне может критиковать руководство. Он ведь с ними «равный среди равных».
Кажется, однако, что и Диомид, и его сторонники представляют собой довольно реакционную и мракобесную силу, при всей справедливости их критики в отношении патриархии. Едва ли не самыми частыми ругательствами в их устах служат «жиды» и «обновленцы». Вы современный и прогрессивный священник, Владыко. Неужели Вы могли бы поддержать таких людей?
Вот поэтому я до сих пор ничего не писал и не говорил публично по этому поводу. Линию Диомида и его паствы по отношению к патриархии, в вопросах управления церковью, его требование созыва Поместного собора – поддерживаю полностью. Но всякого рода мракобесие я никогда не поддерживал и поддерживать не буду. Я не хочу, чтобы кто-то мог подумать, будто я одобряю антисемитизм в церкви, или вообще где бы то ни было.
Тем более, я всегда выступал против застоя в церкви. Без реформ, без движения вперед любое доброе дело превращается в болото. Летят века, проходят годы, меняется все на земле, и в первую очередь – люди. Во всем мире во всех церквах богослужение проводится на родном языке, то есть на том, на котором говорит народ. Католики, например, давно ведут богослужение на языках тех народов, где ведется служба. И только упертая Московская Патриархия продолжает служить на церковно-славянском языке, который не понимает никто в стране – ни прихожане, ни сами церковнослужители. Смысл большинства слов, фраз и словосочетаний давно затерялся в глубине веков. Отсюда и религиозная безграмотность. И тем не менее, Московская патриархия категорически отказывается переводить службу на русский язык.
А разве нормально, что церковный календарь в нашей стране имеет два стиля – старый и новый? Даже прихожане со стажем постоянно путаются в них. А почему российские верующие не имеют права сидеть во время службы, как везде в мире? Если человек больше 20 минут стоит на ногах на одном месте, у него обязательно начнет болеть спина или ноги, он устанет, и будет думать не о Боге, а о своем немощном теле. Почему патриархия не заботится о своих прихожанах? Вот поэтому около патриархийных храмов во время больших праздников частенько дежурит медицинская помощь.
О патриархийном идиотизме, о хамстве и распущенности, о грубом обращении духовенства с паствой, о полном отрыве от Иисуса Христа и его заповедей можно говорить бесконечно. Именно поэтому – пусть они сами разбираются между собой.
А есть ли в РПЦ оппозиционные к патриархии силы – такие, как Диомид, но только не антисемиты и не мракобесы, а наоборот – прогрессисты и реформаторы?
Нет! Я, во всяком случае, таких не знаю. Только русофилы и антисемиты.
Вы говорите про иерархию. А среди священников? Среди мирян?
Я говорю и про иерархию РПЦ, и про большинство священников. А что касается мирян – то откуда же я знаю, их ведь не одна тысяча, я же не говорил со всеми. Московская патриархия – это архаичная структура, тупая и косная. Разве может там быть что-либо прогрессивное?
Что же делать сегодня в России современному свободомыслящему православному человеку? Куда ему идти?
Очень много людей сейчас идет к католикам. Но ведь, к сожалению, даже в Москве всего два католических храма, а что уж говорить о провинции… Многие идут в разные секты, но ведь там едва ли есть спасение – там зачастую одни колдуны и мракобесы.
Маленькие диссидентские церкви, вроде нашей, по сути, не имеют возможности ни проповедовать, ни обращаться к людям, ни даже сообщить о своем существовании. Патриархия и власти перекрывают всем кислород. Законы все написаны под патриархию. Писали-то их под диктовку Кирилла, он же фактически и протащил их со своими миллионами через Думу, а Ельцин в 96-м это бессовестное законодательство подписал. Я в то время, даже письмо ему написал, чтобы он наложил вето на него, как на реакционное, но он все-таки дал ему ход, чем сильно всех нас расстроил.
Вы имеете в виду…
Да, закон о религиозных организациях. В том законе много глупости, безграмотности, несправедливости. По существу, в нём закрепляется «руководящая и направляющая сила» Московской патриархии вкупе с руководством государственного ислама, государственного буддизма и государственной синагоги. Его смысл – в том, чтобы лишить все малые конфессии и церкви их законных прав и передать эти права патриархии.
Поэтому фактически и произошла духовная погибель народа за эти последние десять лет. Давайте начистоту: народ превращается в злобное агрессивное стадо, никаких моральных принципов, ничего вообще. Полная задница, а не страна! Повальное воровство, власти ведут себя по отношению к народу, как бандиты. И чем дальше – тем хуже, с каждым днем все больше страшных убийств, жутких ДТП, массовых драк и прочего. Нет любви Христовой – погибает народ. Уничтожена мораль. Уничтожена церковь. Патриархия – это ведь не церковь, а тоталитарная секта.
Так что же, положение православных в сегодняшней России настолько плачевно, что едва ли не безнадежно?
Да, абсолютно так и есть. Истину глаголете.