Никакой культуры, никакого договора
Протестовал ЕС, в атаку пошли российские правозащитники, в конце концов за дело взялся даже Владимир Лукин, уполномоченный Путина по правам человека. Ничего не помогло, Москва стояла на своем: 1 января региональные отделения Британского совета в России, занимающегося культурными программами, должны закрыться.
То, что работу пока может продолжить его московское представительство, было подано как "жест доброй воли".
Тем не менее, Великобритания в этой доброй воле сомневается. Более того, запрет, как предупреждал в Москве лондонский посол Энтони Брентон, может "отрицательно сказаться на новых переговорах по рамочному договору между ЕС и Россией". Путь к нему наконец-то открыт, еще недавно считал Брюссель, когда новое правительство в Варшаве договорилось с Россией об отмене запрета на ввоз польского мяса. Москва обосновывала эмбарго неудовлетворительным качеством, тогда как Польша ввиду традиционно натянутых отношений предполагала наличие политических мотивов.
В случае закрытия отделений Британского совета, который, как и немецкий Институт Гете, ставит своей целью культурное сотрудничество, политическую подоплеку видит также и Лондон. Однако российский МИД в качестве официальной причины назвал нарушения финансового и налогового законодательства. Как утверждает представитель министерства Михаил Камынин, который и объявил в середине декабря о закрытии филиалов БС, главное – это то, что Британский совет уже несколько лет работает в России без всяких правовых оснований.
Формально это так и есть. Только при этом Москва умалчивает о предыстории, которая, по сути, имеет политические причины. Россия настойчиво отказывается выдавать предпринимателя Андрея Лугового, которого обвиняют в убийстве в Лондоне бывшего российского разведчика Александра Литвиненко, бежавшего в Великобританию. На такой афронт Лондон ответил высылкой четырех дипломатов и введением ограничений на въезд в страну российских чиновников. Москва, в свою очередь, выслала британских дипломатов и остановила переговоры по новому двустороннему соглашению о культурном обмене. Аргументация: новый российский закон о деятельности неправительственных организаций фактически лишает работу Британского совета правовой основы. Юрий Федотов, посол России в Соединенном Королевстве, недавно даже признал эту связь. Британский совет, сказал дипломат лондонским СМИ, в нынешней ситуации является чем-то вроде заложника.
Политические мотивы запрета проскользнули даже в интервью министра иностранных дел Сергея Лаврова, данном им ВВС. Однако путь к компромиссу Москва отрезала себе сама. Сейчас Луговой является депутатом и, соответственно, пользуется правом неприкосновенности. Со всеми вытекающими из этого последствиями для собственного российского расследования дела об убийстве Литвиненко.