Каспаров: "Да, я боюсь..."
Приехавший в Париж с целью презентации своей книги "Шахматы как модель жизни" Гарри Каспаров рассказал о политической борьбе, которую он ведет против Владимира Путина.
Экс-чемпион мира по шахматам резко осудил диктаторский характер российского режима, посетовал на инертность мировых лидеров и поделился опасениями относительно собственной безопасности
- Каковы сильные и слабые стороны режима Владимира Путина?
- Всякой диктатуре приходит конец, и диктатура, созданная Владимиром Путиным, подходит к концу. Ему больше нечего предложить России. Мы являемся свидетелями развала инфраструктуры по всей стране. Пропасть между богатыми и бедными с каждым днем увеличивается. Россия переживает банковский и политический кризис. Я считаю, что этому режиму не продержаться больше двух лет.
- Никакие действия Владимира Путина не находят одобрения в ваших глазах?
- Есть один позитивный пункт. Его режим доказал, что единственный выход для России XXI века – установление истинной либеральной демократии... Без здоровой политики решение проблем России невозможно. Я могу вас заверить, что режим Путина останется в истории как один из самых коррумпированных.
"Мы ждали большего от Саркози"
- Ваше движение "Другая Россия" – агломерат различных течений. Не мешает ли это ясности вашей политики?
- Коалиция "Другая Россия" объединяет всех тех, кто борется за отказ от диктатуры. Исторические примеры доказывают, что этого достаточно для падения режимов.
- По вашему мнению, международное сообщество слишком благосклонно к Владимиру Путину?
- Мы ждем от сильнейших стран мира, что они осудят публично – я настаиваю на этом слове – нарушения прав человека в путинской России. Именно потому, что лидеры "большой семерки" не осудили Путина, когда он пришел к власти, он смог впоследствии беспрепятственно двигаться в неправильном направлении. Осознаете ли вы, что через какие-то 10 дней мы с вами можем стать свидетелями того, что я называю государственным переворотом, изменения конституции с тем, чтобы Путин остался у власти. К сожалению, мировым лидерам уже слишком поздно реагировать. Они должны назвать неприемлемыми любые посягательства на конституцию страны.
- Каковы ваши впечатления от недавнего визита Николя Саркози в Москву?
- Мы ждали от него большего, тем более что в ходе предвыборной кампании он говорил о разрыве с внешней политикой Жака Ширака. Мы сообщили французским властям о своем разочаровании. Именно поэтому не последовало приглашения во время нашего пребывания в Париже.
"Править как Сталин, жить как Абрамович"
- По данным опроса общественного мнения, 55% россиян готовы голосовать за Путина на президентских выборах, даже если он не будет в них участвовать. Ваше мнение об этом исследовании?
- Нас повсюду окружает мифология Путина. Он объясняет всем, что благодаря ему Россия вновь стала великой страной. На самом деле произошло обратное. Все посты, дающие государству возможность накапливать деньги, были ликвидированы ради выгоды некоторых олигархов. В то же время Путин создал сверхцентрализованный феодальный режим, который держится на верности и лояльности. У нас есть шутка: "Путин хочет править как Сталин, а жить как Абрамович (богатейший олигарх, друг Владимира Путина. – Прим. Le JDD)". Все это позволяет замаскировать истинные устремления российского народа, который, в первую очередь, хочет кушать и дать хорошее образование детям. Если бы российская пресса могла вернуть себе свободу всего на две недели, режим Путина пал бы автоматически...
- Что дает вам основания так думать?
- Люди хорошо видят, что они не имеют выгоды от роста цен на нефть – синонима финансовой манны для России. В целом, богатства очень плохо перераспределяются. Путин опирается на карательный аппарат, чтобы избежать любых форм протеста, но милиционеры – сами люди из народа. Такая ситуация не может продолжаться бесконечно. Известно ли вам, что состояние 100 богатейших людей России в два раза больше, чем национальный доход страны?!
"Выборы для нас не обязательны"
- Как вы готовитесь к мартовским президентским выборам?
- В моей стране мы боремся не за то, чтобы победить на выборах, а за то, чтобы выборы состоялись! Но даты – 2 декабря или 2 марта – нас ни к чему не обязывают. Важен сам наш шаг. Кроме того, я хотел бы подчеркнуть, что мы не просим, чтобы Запад нас поддерживал (!), мы просим одного: чтобы мировые лидеры не поддерживали Путина. Каждый раз, встречаясь с ним официально, они обеспечивают его очень сильными рычагами пропаганды.
- Получаете ли вы финансовую поддержку от американских фондов, как это было в случае с революциями последних лет в Восточной Европе (на Украине, в Грузии)?
- Нет. Абсолютно нет. В противном случае российские СМИ смаковали бы эту тему. Кремль даже пытался заставить поверить, что у меня есть американский паспорт, но это чистая ложь.
- Журналистка Анна Политковская и бывший тайный агент Александр Литвиненко заплатили жизнью за пребывание в оппозиции Путину. Опасаетесь ли вы за вашу личную безопасность?
- Да, я боюсь за свою жизнь и жизнь моей семьи. Тем не менее, мое имя и моя репутация гарантируют мне безопасность. Другие лидеры оппозиции, к сожалению, не могут похвастаться тем же. Такова наша роль в обществе. Я принимаю меры предосторожности: я не хожу в рестораны, если шеф-повар не является моим другом. Я никогда не летаю самолетами "Аэрофлота". А если приходится, я не ем и не пью на борту из страха, что меня отравят. Но вы же понимаете, что главное – не страх, а умение его преодолеть...