Дежавю от имени народа
На днях Владимира Путина еще раз убедительно попросили остаться президентом России на третий срок.
Глава Российского фонда культуры кинорежиссер Никита Михалков, президент Академии художеств Зураб Церетели, его заместитель Теймур Салахов и ректор Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры Альберт Чаркин опубликовали открытое письмо Путину в минувший вторник в правительственной "Российской газете".
Ранее с подобными инициативами выступали депутат Законодательного собрания Приморского края бизнесмен Адам Имадаев, североосетинское общественное движение "Согласие и стабильность", президент Чечни Рамзан Кадыров и мэр Москвы Юрий Лужков.
Владимир Путин многократно заявлял, что менять конституцию не намерен, и на третий срок не пойдет.
Никто из российских политиков и серьезных комментаторов на "письмо четырех" не откликнулся.
Буря в Рунете
У пользователей Рунета оно вызвало возмущение. Во всяком случае, за несколько часов поисков ни одного положительного отклика обнаружить не удалось.
Большинство писем содержат лексику, которую редакционная политика Би-би-си воспроизводить не позволяет. Авторов обращения к Путину называют не иначе как "бандой четырех", а в комментариях доминирует тема вылизывания определенных частей тела.
Разговоры о третьем сроке Путина идут уже давно. Однако последнее письмо является знаковым по крайней мере в двух отношениях.
Во-первых, хотя его авторы называют президента всего лишь "многоуважаемым", а не "дорогим" и "любимым", весь остальной текст выдержан в выражениях, с которыми в России последний раз обращались к Леониду Брежневу. Тут и "проводимая Вами мудрая государственная политика", и "огромные достижения во всех сферах жизни", и "Ваш талант государственного деятеля, Ваша политическая мудрость".
Во-вторых, Михалков, Церетели, Салахов и Чаркин обратились к Путину не от собственного имени, а от лица сперва "всего художественного сообщества России, более 65000 художников, живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного, театрально-декорационного, народного искусства", а в конце письма - и "всех представителей творческих профессий в России".
Тем, кому больше 35-40 лет, это сразу напомнило советскую эпоху с ее, по знаменитому выражению Геннадия Хазанова, "всеобщим одобрямсом".
В СССР любые заявления о поддержке или осуждении чего-нибудь принято было делать от имени "всех советских людей". С одной стороны, "винтику" полагалось быть скромным. Кто ты такой, чтобы кого-то интересовало твое личное мнение? С другой - тот, кто провозглашал официальную линию, мог расписываться за других, не опасаясь, что кто-то встанет и возразит.
Творческих людей, в большинстве свободолюбивых индивидуалистов, это задело больше, чем предложение о третьем сроке. Как выразился один из гостей на блоге gekkkon`s journal: "Меня, вольного рыцаря, согнали в стадо, лишили лица и оптом продали? Ну и в лес, к Робин Гуду..."
Несколько десятков деятелей искусства, собравшихся в популярном блог-сообществе "Живой журнал", опубликовали собственные открытые письма главному редактору "Российской газеты", требуя напечатать опровержения: я, такой-то, не уполномочивал господ имярек говорить от моего лица. Примерно столько же людей написали, что с удовольствием присоединились бы к этой акции, но, к сожалению, работниками культуры не являются.
Писатель Андрей Лазарчук, историк и журналист Дмитрий Шушарин, театральный художник Степан Яковлев, музыковед Сергей Роговцев и другие указывают, что "письмо четырех" содержит, по их мнению, явные признаки уголовного преступления: призыв к насильственному изменению конституционного строя России.
На "кампанию антиподписантов" откликнулся в своем блоге бывший совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин: "Наблюдения за российской политикой все чаще напоминают путешествие во времени. Но надо отдать должное мировой сети, которая пока не позволяет развернуть историю вспять".
Интернет-пользователь, выступающий под псевдонимом marco polo, видит причину появления письма в том, что Михалков и Церетели относятся к той части интеллигенции, которая не может, да и не хочет работать без государственных заказов. По его мнению, они живут при феодализме, когда главным заказчиком для художника была не публика, а "король Людовик Мохнадцатый".
Форма и содержание
По мнению наблюдателей, сравнительно вялая и маргинальная реакция на выступление Никиты Михалкова и его коллег связана с тем, что авторы письма Путину ломятся в открытую дверь.
Практически всем очевидно, что третьего срока в буквальном смысле не будет - если бы президент хотел, этим надо было бы заниматься раньше.
После решения Путина возглавить список "Единой России" на выборах в Госдуму сделалось столь же очевидно, что из политики он не уйдет, а будет продолжать контролировать ситуацию с поста премьер-министра, лидера парламентского большинства, или еще из какого-нибудь высокого кресла. Как давно выразился один российский политолог, "его должность называется просто - Владимир Путин".
Все точки над "i" расставил лидер "Единой России" Борис Грызлов в статье, опубликованной той же "Российской газетой" за день до письма Михалкова-Церетели.
"Лидером является, должен быть - и будет - Владимир Путин", - заверил он.
Грызлов разъяснил, что менять конституцию нет необходимости, поскольку "роль Владимира Путина как лидера будет надежно гарантирована партией "Единая Россия" и ее парламентским большинством".
Многие предполагают, что нынешний президент, соблюдя букву конституции, вновь будет баллотироваться в 2012 году или даже раньше: если, скажем, 66-летний Виктор Зубков попросится в отставку по состоянию здоровья.
Так что Никита Михалков, Зураб Церетели, Теймур Салахов и Альберт Чаркин могли бы не беспокоиться: без "выверенной и благотворной политики" Владимира Путина Россия не останется.
Поэтому их письмо примечательно не столько содержанием, сколько формой.
До сих пор культ Путина либо исходил от официальных лиц, либо носил игривый характер. Достаточно вспомнить девичью поп-группу "Поющие вместе" или шашлык "Вертикаль власти".
Станут ли теперь тон и язык "письма четырех" эталоном для разговора с Путиным и о Путине? Появятся ли в канун выборов подобные заявления от имени сталеваров, медиков, спортсменов и покорителей Арктики?
Если да - можно будет сказать, что российская политика поднялась (или опустилась?) на новую ступень.