Что нам стоит ПРО построить
Отечественным стратегам не привыкать к команде «Кругом…арш».
Последние несколько месяцев люди, ответственные за оборону России, без устали рассказывали о том, как решительно и ассиметрично Москва ответит на коварные планы развертывания третьего позиционного района американской стратегической противоракетной обороны. Тут и фантастические боеголовки, способные проходить как нож сквозь масло через любую систему ПРО, и некие ракеты, которые вновь, как в 80-е, будут нацелены на Европу.
Но вот главный начальник страны выступил с новыми мирными инициативами (так в СССР именовали предложения, которые никто не собирался реализовывать). На встрече с Бушем Путин предложил для совместного использования не только довольно старую станцию системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в азербайджанской Габале, но возводимую близ Армавира такую же новейшую станцию. Российский президент вспомнил также о подписанном в 1998 году соглашении о создании в Москве совместного центра обмена информацией о ракетных пусках. Как только США заявили о намерении создавать стратегическую противоракетную оборону, Кремль решительно утратил интерес к этому центру. Выяснилось, что российская таможня намерена обложить пошлиной то оборудование, которое американцы намеревались безвозмездно привести в Москву. Возникли проблемы и со статусом военнослужащих США. Одним словом, тему замяли. И вот теперь Путин предложил создать такой центр не только в российской столице, но еще и в Брюсселе – «столице» НАТО. Более того, явно стремясь к интернационализации проблемы, Москва предложила обсуждать вопрос о стратегической ПРО в Совете Россия-НАТО.
Первый вице-премьер Сергей Иванов поспешил уточнить путинские предложения. По мнению экс-министра обороны и кандидата в преемники, глобальную систему ПРО, в которую войдут не только Россия и США, но и все европейские государства, можно создать уже к 2020 году.
В воскресном интервью каналу РТР Иванов объяснил, что российским вкладом в эту глобальную систему будут станции СПРН, а американцы, в свою очередь, развернут систему морского базирования «Иджис». Дальность этих ракет – около двухсот километров, то есть в десять раз меньшая, чем у перехватчиков GBI, которые американцы развертывают в Калифорнии и на Аляске, а теперь планируют разместить в Польше. Стало быть, американские эсминцы с «Иджис» придется размещать вблизи «ракетоопасных» регионов. То есть Россия готова допустить появление кораблей США на Каспии. Нельзя не согласиться с Путиным и Ивановым, что подобная система, в случае если бы она была создана, кардинальным образом изменила бы взаимоотношения России и США. Речь не только о том, что американские корабли будут на постоянной основе дислоцированы вблизи российского побережья. Партнеры получат доступ к сверхчувствительным технологиям друг друга.
И главное. Прими Вашингтон российские предложения, ему пришлось бы отказаться от всей нынешней концепции перехвата вражеских боеголовок, который должен осуществляться в космосе противоракетами с дальностью свыше 2000 километров. И отправить коту под хвост десятки миллиардов истраченных долларов. Согласитесь, уважаемые читатели, для того, чтобы пойти на такое, нужна особая степень доверия к партнеру.
Россия сделала все возможное, чтобы такое доверие обеспечить. В том случае, если американцы не откажутся от развертывания радара в Чехии и противоракет в Польше (о чем, кстати, уже поспешила заявить госсекретарь Кондолиза Райс), Сергей Иванов пообещал развернуть ракеты «Искандер» в Калининградской области и нацелить их на американские «объекты» в Европе. Самое забавное, что Иванов угрожает системами вооружений, которыми Россия пока что не обладает. Обещанные еще в 2006-м дивизионы «Искандеров» так и не поступили в войска. Более того, объявленная дальность этой ракеты (280 километров) не позволяет ей достичь находящегося в 400 километрах от Калининградской области поселка Вицко-Морске, где предполагается установить ракеты-перехватчики. Но допустим, что многочисленные намеки, которые делают конструкторы «Искандера», соответствуют действительности и дальность ракеты может быть увеличена. Однако чтобы «достать» радар в Чехии, России придется выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), что может обернуться новым противостоянием в Европе.
Таким образом, Москва предлагает Вашингтону коренным образом пересмотреть его планы по развертыванию ПРО, создать совместную глобальную систему противоракетной обороны, которая может в принципе изменить отношения двух стран. Но в случае отказа угрожает новым военным противостоянием. Ну точь-в-точь урка, объясняющийся в любви: «Полюби, а то зарежу».