Зэковская экономика на марше
ГУФСИН по Красноярскому краю просит внести изменение в федеральный закон №94, который регламентирует порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Управление исполнения наказаний жалуется на то, что закон мешает ему зарабатывать деньги — красноярские исправительные учреждения ведут активную хозяйственную деятельность.
В настоящее время в состав ГУФСИН по Красноярскому краю входят 52 учреждения, в которых содержатся 30 тыс. человек. В состав УИС края входят также 59 уголовно-исполнительных инспекций, по учетам которых в 2006 году прошло свыше 35 тыс. человек, осужденных к наказаниям без лишения свободы. Производственный потенциал УИС края составляет 21 предприятие. В 2006 году они освоили выпуск 95 новых видов продукции, на них были созданы тысячи рабочих мест. В целом по исправительным учреждениям региона среднедневной заработок осужденных составляет 55 рублей без районного коэффициента и начислений. В прошлом году всеми предприятиями ГУФСИН края было произведено продукции на 1,5 млрд рублей.
Красноярское ГУФСИН является крупнейшим территориальным органом УИС в России, занимающимся лесом. В его структуре действуют 8 лесозаготовительных учреждений, где работает более 8,5 тыс. человек. В прошлом году финансовые вложения в лесопромышленный сектор УИС края составили 253 млн рублей. Инвестиции от сторонних организаций и предприятий в виде машин и оборудования в лесозаготовительные учреждения составили 6,8 млн рублей. В первом квартале текущего года в заготовку леса силами заключенных в крае было вложено еще 62 млн рублей. В этом красноярские колонии кардинально отличаются от зон из других регионов, многие из которых сидят на бюджетном финансировании. Однако развиваться дальше в этом направлении лагерям мешает федеральный закон, по которому колонии обязаны закупать необходимые материалы и услуги через систему аукционов и конкурсов.
«Я не могу купить ни литра бензина, ни болта без конкурса. Производство – процесс непрерывный, а любые задержки нарушают всю технологическую цепочку. Многие колонии расположены в удаленных поселках края, связь с ними просто затруднена. Не хватает квалифицированных специалистов, которые могут грамотно разобраться во всех юридических тонкостях. Я часто общаюсь по данной проблеме в Москве. На многих совещаниях прямо звучали слова, что закон – «сырой». Система конкурсов, может быть, подходит для медицинских учреждений, но не для нас. Хочу, чтобы меня правильно поняли: я не рабовладелец. Моя мотивация проста: заключенные должны иметь возможность заработать себе на самое необходимое, а не просить помощи у родных. Кроме того, не стоит забывать, что многие из них по приговору суда обязаны возмещать причиненный ущерб, общая сумма исков которого по краю достигла 500 млн рублей», — заявил на заседании комитета по вопросам законности и защите прав граждан Законодательного собрания края начальник ГУФСИН по Красноярскому краю Владимир Шаешников.
«Проблема действительно важная, — считает председатель комитета Юрий Абакумов. – Мало найдется желающих поставлять в ГУФСИН тот же ГСМ. Зачем проходить через торги, когда гораздо проще договорится с частными компаниями? С управлением у нас давно сложились хорошие отношения, и края эта проблема не может не касаться, тем более что основная масса заключенных в местных колониях – красноярцы».
Юристы ГУФСИН и ЗС края намерены проработать юридические тонкости и выйти с предложением о внесении изменений в закон в ближайшее время. Правда, как именно и в какой форме будут сделаны исключения для колоний, пока не определено. Простая формулировка «кроме ГУФСИН», по заключению экспертов, нарушит саму концепцию закона и едва ли найдет поддержку на федеральном уровне.
Евгений Бурдуковский