Главная причина проблем со свободой СМИ в России
Главная причина проблем со свободой СМИ в России - монополизация их государством. К такому выводу пришло большинство участников состоявшегося 27 марта в Москве "круглого стола" на тему: "Свобода прессы в меняющемся мире".
Гости "круглого стола" - главные редакторы и эксперты - напомнили общеизвестные факты. Все основные российские телеканалы, кроме чисто развлекательных, принадлежат либо государству, либо аффилированным с ним структурам. Около четырех тысяч региональных и местных газет, в которых работает около половины всех российских журналистов, живут на субсидии администраций и муниципалитетов. Причем их сотрудники, получающие 5-8 тысяч рублей в месяц, сами боятся уйти из-под государственной опеки.
Как заявил главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов, у телеканалов существует "черный список" лиц, которым эфир не будет предоставлен никогда. Причем в нем числятся не только Эдуард Лимонов и Гарри Каспаров, но и бывший премьер-министр Михаил Касьянов и бывший помощник Владимира Путина Андрей Илларионов.
Обещание государства избавиться от медийных активов, данное в 2002 году тогдашним министром печати Михаилом Лесиным, осталось благим пожеланием.
Государственные издания и радиостанции получают субсидии и одновременно зарабатывают деньги на рекламе, что ставит частные СМИ в заведомо неравное положение.
Единственными зонами относительной свободы, по мнению участников дискуссии, остаются Интернет. Существование части газет, рассчитанных на интеллектуальную элиту, и радио "Эхо Москвы", которое власть, по-видимому, рассматривает как полезного "анфан террибля", позволяет утверждать, что оппозиционные СМИ в России существуют.
По словам главного редактора еженедельника The New Times Рафа Шакирова, в 1990-е годы ведущие российские СМИ контролировали несколько олигархов. Обществу внушили, что это очень плохо, поскольку те преследовали свои частные интересы. Сейчас, по крайней мере, в электронных масс-медиа, остался один олигарх - государство. Остается вопрос, всегда ли его интересы совпадают с интересами общества.
По мнению гостей "круглого стола", принятый еще в 1991 году Закон "О средствах массовой информации" по сей день остается образцовым.
Свирепость российских законов умеряется необязательностью их применения, считает правовед Михаил Федотов. Особое беспокойство, по его словам, вызывают некоторые расплывчатые и расширительные формулировки законов "О противодействии экстремизму" и "О выборах".
Теоретически, в период избирательной кампании СМИ можно закрыть за сообщение любой информации о кандидате, кроме официальных данных, представленных его штабом.
Как заметил по этому поводу Михаил Федотов, "свирепость российских законов умеряется необязательностью их применения".
В ходе дискуссии отмечалось, что в 2006 году против журналистов было возбуждено около 50 уголовных дел по обвинениям в экстремизме и клевете. Семь человек за последние три года реально угодили в места не столь отдаленные. При этом ежегодно возбуждается лишь два-три дела в связи с воспрепятствованием законной деятельности журналистов.
Между тем каждый российский телезритель не единожды видел, как представители власти или даже частные охранники набрасываются на телевизионщиков с бранью и суют ладони в объектив, хотя дело происходит на общественной территории, где по закону можно снимать что угодно.
При этом, как отмечали участники дискуссии, большинство российских журналистов и издателей приняли существующие правила игры. "Само медийное сообщество не сопротивляется. Его практически нет", - констатировал Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Борис Резник.